«Молоко снов»: чего ждать от 59-й Венецианской биеннале
Совсем скоро стартует одно из главных событий 2022-го года в сфере искусства — Венецианская биеннале. В рамках темы этого года – «Молоко снов» – куратор Чечилия Алемани предлагает участникам поразмышлять над изображением тел и метаморфозами, их связью с Землей, а также над отношениями людей и технологий. Рассказываем, что подготовили организаторы выставок архитектуры и искусства, и какие проекты зрители смогут увидеть в течение следующих шести месяцев.
Немного магическое и эфемерное название основного проекта биеннале отсылает к творчеству художницы, писательницы и звезды сюрреализма Леоноры Каррингтон. «Молоко снов» объединит в комплексах Arsenale и Giardini проекты, так или иначе апеллирующие к главной теме выставки, а также сопутствующие мероприятия по всему городу.
В этом году биеннале ждет много дебютов — так, павильоны восьми стран, среди которых Казахстан, Непал и Камерун, появятся на выставке впервые. Чечилия Алемани – куратор основного проекта биеннале, – описывает более 200 участников как «наиболее отражающих современную художественную сцену, полную творческих экспериментов и переосмысления центральной роли человека в истории искусства и современной культуры». Алемани стала первой итальянкой, курирующей Венецианскую биеннале — в прошлом она отвечала за павильон Италии на выставке в 2017 году, а сейчас занимает должность директора High Line Art, программы публичного искусства одноименного городского парка в Нью-Йорке.
Тема 59-й биеннале основана на многочисленных беседах с художниками, проведенных за последние несколько лет. Вопросы, которые постоянно возникали в этих диалогах, отражают актуальный исторический момент, когда само выживание человеческого вида находится под угрозой, но также подводят итог многим другим вызовам из сфер науки и искусства. Как меняется определение человека? Что представляет собой жизнь, и что отличает, например, растения от животных и человека? Каковы наши обязанности по отношению к планете, окружающим людям и другим формам жизни? На что была бы похожа жизнь без нас? Это лишь некоторые вопросы, на которые пытаются ответить участники выставки.
Центральный павильон Венецианской биеннале. Фото: La Biennale di Venezia
Работы современных художников, которые в этом году представляют 58 стран, будут экспонироваться в диалоге с произведениями искусства XIX века, историческими предметами и документами. Эти элементы задуманы как «капсулы времени», которые позволят еще больше погрузиться в ключевые темы выставки и исследовать связь прошлого и настоящего.
В рамках сопутствующей программы мероприятий свои проекты и экспозиции представят международные некоммерческие и культурные организации. Так, команда Galerie Philia подготовила выставку Renaissance с работами студии архитектуры и дизайна Studio 2046. На четырех этажах палаццо в самом сердце Венеции зрители смогут увидеть скульптурные объекты Даниэле Даминелли — основателя студии и восходящей звезды итальянского дизайна.
Еще одна инициатива принадлежит Dior, которые выступают спонсорами 59-й Венецианской биеннале. Совместно с некоммерческой организацией Venetian Heritage, работа которой направлена на сохранение архитектурного и культурного наследия Венеции, бренд проведет благотворительный ужин. Все собранные средства будут направлены на восстановление дворца Ка’д’Оро, расположенного на Гранд-канале.
Дворец и музей Ка’д’Оро на Гранд-канале в Венеции
Национальные павильоны
Традиционно одним из самых ожидаемых событий Венецианской биеннале станут национальные павильоны, которых в этом году будет 80. Кураторы и художники российского павильона отказались от участия в выставке — представители биеннале отметили этот мужественный жест, подчеркнув ведущую роль мероприятия в налаживании диалога и мира между разными народами с помощью искусства и культуры. Среди всего многообразия участников мы выбрали несколько ярких проектов, которые планируют удивлять гостей в предстоящие месяцы.
Павильон Италии
Куратор итальянского павильона Эудженио Виола и художник Джан-Мария Тосатти
В этом году куратор итальянского павильона нарушает традицию коллективных экспозиций, поручая оформление одному художнику. Джан-Мария Тосатти создал инсталляцию, которая займет все пространство Tese delle Vergini и поднимет экологические вопросы. Проект History of Night and Destiny of Comets представляет собой рассказ о двойственности человека и природы, устойчивого развития и территорий, этики и прибыли.
Северный павильон
Северный павильон. Фото: Lindman Photography
На 59-й биеннале Северный павильон, который обычно представляет Норвегию, Швецию и Финляндию, временно станет Саамским. В рамках экспозиции свои работы покажут художники Паулина Федорофф, Марет Анне Сара и Андерс Сунна — представители коренных народов этих стран. Трансформация призвана подчеркнуть искусство и культуру саами, которые проживают в северных частях Скандинавии и на Кольском полуострове в России.
Павильон Казахстана
ORTA collective. Фото: © ORTA collective / Александра Морозова
Для первого павильона Казахстана междисциплинарный коллектив ORTA подготовил выставку, посвященную жизни и творчеству алматинского художника и писателя Сергея Калмыкова. C помощью инсталляции LAI–PI–CHU–PLEE–LAPA Centre for the New Genius Александра Морозова, Рустем Бегенов, Дарья Джумеля, Александр Баканов и Сабина Куангалиева продемонстрируют центральные идеи автора. Из-за логистических сложностей павильон откроется чуть позже запланированной даты — в мае.
Павильон Гонконга
The Magnificent Levitation Act of Lauren O, Анжела Су, 2022. Фото: Ka Lam, M+
В рамках экспозиции гонконгского павильона Анжела Су исследует процесс восприятия тела через метаморфозы, гибридность, трансформацию и левитацию. Молодая художница, которая также представит сопутствующую выставку совместно с музеем современного искусства M+, символизирует зрелую художественную сцену Гонконга и ее постепенное международное признание.
Павильон Кореи
Chroma V. Фото: Alison Cole
Пространство павильона заполнят несколько кинетических инсталляций от южнокорейского художника Юнчула Кима, среди которых гигантская скульптура Chroma V. Крупномасштабный объект напоминает скелет динозавра, однако полностью сгенерирован автоматическими алгоритмами. Устройство, расположенное внутри 50-метровой конструкции, меняет ее цвет и яркость. Выставка сочетает мифологию и технологический прогресс, представляя поэтический взгляд на материю.
Венецианская биеннале пройдет с 23 апреля по 27 ноября 2022 года.
На обложке: инсталляция в павильоне Узбекистана, Венецианская биеннале 2021. Фото: Giorgio De Vecchi – Giulia Di Lenarda / gerdastudio.