Новый облик павильона России на Венецианской Биеннале. 106 лет спустя
С 23 мая по 29 ноября пройдёт XVII Венецианская архитектурная биеннале, куратором который выступит Хашим Саркис — педагог, архитектор, основатель студии Hashim Sarkis. В этом году тема биеннале звучит: «Как нам жить вместе?». По словам куратора, современные реалии обозначают новые сложные задачи для архитекторов, которые необходимо решать сообща.
Слева — президент Венецианской биеннале (2008-2020 гг) Паоло Баратта; справа — куратор XVII архитектурной биеннале Хашим Саркис. Фото: La Biennale di Venezia
Вспоминая о том, что Венецианская биеннале — событие междисциплинарное с долгой и постепенной историей развития, интересно представить себе контекст главной архитектурной выставки мира. Темой недавно завершившейся биеннале современного искусства (выставка была открыта с 11 мая по 24 ноября 2019) стало известное китайское изречение, звучащее в английском эквиваленте как May you live in interesting times или «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Куратор Ральф Ругофф объяснил, что в выбранном названии отражена метафора попытки адаптироваться к новой, неопределённой реальности, «где любой факт может оказаться фальшивым». Биеннале современного искусства и архитектуры проводятся в чередовании, раз в два года — и хотя события не пересекаются во времени, заданный вектор мысли можно развивать в двух плоскостях, что мы вероятно будем наблюдать в этом году.
Венецианская архитектурная биеннале. Вид на экспозицию. Фото: La Biennale di Venezia
Возможно, современное искусство с присущим ему разнообразием техник и медиумов представляет собой более подвижное поле для дискуссии, чем архитектура. По этой причине, Ральф Ругофф рассматривает вызовы современности в масштабе всего человечества, а Хашим Саркис предлагает подумать о будущем с определенного угла зрения. Куратор архитектурной биеннале отталкивается от понятия «пространственного договора»: система общественных отношений полна лакун и требует заполнения, считает Саркис, что становится актуальной задачей для архитекторов сегодня.
Комиссаром российского павильона остаётся Тереза Иароччи Мавика, а куратором в этом году был назначен итальянский архитектор Ипполито Пестеллини Лапарелли — партнёр голландского бюро OMA, сокуратор Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо. В полной гармонии с позицией Саркиса, Лапарелли не рассматривает архитектуру как автономную практику с обособленным мировоззрением. Он с удовольствием вспоминает время работы в OMA, где была возможность сотрудничать не только с архитекторами, но и творческими деятелями из других сфер.
Слева — комиссар российского павильона Тереза Иароччи Мавика, справа — куратор Ипполито Пестеллини Лапарелли на открытой встрече в образовательном центре ММОМА. Фото: Московский музей современного искусства
Подобное понимание важно в условиях, сложившихся для павильона Российской Федерации: историческое здание, построенное по проекту Алексея Щусева в 2014 году, необходимо реконструировать — этим займётся команда проекта Open!, участников которой выбрала компания Smart Art по результатам открытого конкурса. В составе команды — молодое архитектурное бюро KASA (Kovaleva and SATO Architects), междисциплинарный коллектив Lion & Unicorn, продюсер Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) Владимир Надеин, художник и геймдизайнер Михаил Максимов, техномузыкант Павел Миляков (Buttechno) и композитор Владимир Раннев.
Очевидно, что не все выбранные участники работают в области архитектуры — в рамках проекта они проведут исследования на стыке других дисциплин и презентуют новшества, способные трансформировать пространство павильона: например, Павел Миляков выступит с аудиовизуальным перформансом, а Владимир Надеин составит программу новой волны российского кино, которая будет показана в Джардини. Таким образом, «реставрация» российского павильона будет охватывать не только техническую работу над воспроизведением облика здания, но и создание нового портрета страны. «Сохранение — это очень изощрённый способ быть архитектором: ты освобождён от задачи оставить после себя архитектурный шедевр и вместо этого можешь думать и работать на других уровнях» — поясняет свою позицию Лапарелли в интервью изданию Strelka Mag.
Ипполито Пестеллини Лапарелли. Фото: via Vogue / Fred Ernst
В рамках проекта Open! Ипполито Пестеллини Лапарелли ставит перед собой разноплановые задачи. Например, переосмыслить связи между зданием и набережной, ведь в садах Джардини только павильон России имеет террасу с видом на лагуну. По словам куратора, при качественной реставрации террасы будет возможно открыть дополнительный вход, что способствует конструированию новой идентичности страны — легкой, прозрачной и общедоступной. С другой стороны, не менее важно приблизить здание к первоначальному замыслу Алексея Щукина, который он обозначил в эскизах проекта 1914 года. Желание архитектора задействовать максимальное количество источников естественного света можно воплотить через взаимодействие с окнами и стеклянной крышей, появившейся в 70-х годах прошлого века.
Фрагменты павильона России (1914). Фото из частной коллекции
Возникает вопрос, каким образом междисциплинарная команда проекта Open! собирается осуществлять процесс глобальной трансформации павильона, когда в фокусе стоит не только дизайн временного рабочего пространства, но и переосмысление архитектурного облика здания. Ответ прост: команда Лапарелли будет сотрудничать с итальянскими специалистами, которые помогут приблизить видение художников к местному контексту с учетом технических, правовых и культурных особенностей. Комиссар и куратор павильона называют главной ценностью «способность думать о теме шире заданных рамок», подчеркивая, что в проекте участники выступают, в первую очередь, как «архитекторы-мыслители».
На обложке: Павильон России в Венеции. Фото: Москомархитектура.