Paraventi: 70 историй о ширмах в Fondazione Prada
Не столько функциональный предмет интерьера, сколько символ пересечения различных дисциплин и культур: с такой стороны кураторы новой выставки в миланском Фонде Prada рассматривают ширмы. Экспозиция расположилась на двух уровнях комплекса Podium и объединила более 70 объектов — как исторических, отражающих восточное и западное наследие, так и созданных современными дизайнерами и художниками.
Мебель или арт-объект?
Выставка “Paraventi: Folding Screens from the 17th to 21st Centuries” — это попытка куратора Николаса Куллинана погрузиться в историю и значение ширм. Он предлагает зрителям посмотреть на этот предмет мебели как на симбиоз культуры и традиций Востока и Запада, нескольких форм искусства и функции. В объективе Куллинана ширмы не разделяют пространство, а, наоборот, выступают точкой соприкосновения разных миров и способом преодоления барьеров между ними. Они также воплощают идею пребывания на пороге двух состояний — буквально и метафорически.
Николас Куллинан кураторПроизведение искусства, скульптура, декоративный, утилитарный или театральный атрибут — наша экспозиция исследует множество выражений и значений, связанных с историей ширмы. Мы рассматриваем ее через призму культурной миграции и гибридизации, а также как процесс разрушения границ между искусством, архитектурой и дизайном.
На выставке ценные старинные ширмы соседствуют с более современными, заимствованными из музеев и частных собраний по всему миру, а также с серией новых изделий, созданных художниками специально для проекта. Историческое значение объекта раскрывается при помощи работ, датируемых XVII и XVIII веками. Этот период представлен прежде всего китайскими и японскими ширмами, изображающими морские сражения и виды с высоты птичьего полета. Рядом с ними представлена ширма авторства китайского художника-живописца Чэнь Чжифо, которую кураторы предлагают сравнить с работой американского представителя поп-арта Джима Дайна: на обеих изображены природные мотивы, но интерпретированы они по-разному.
Экспозиция в Фонде Prada. Фото: Delfino Sisto Legnani and Alessandro Saletta – DSL Studio
Сопоставление ширм, созданных древними мастерами и современными авторами, — прием, который команда использует и в сопровождающих экспозицию проектах. Например, на выставке PRADA AOYAMA в Токио можно увидеть работу японского художника XVI века Сикибу Тэрутады, контрастирующую с калейдоскопической инсталляцией Кейичи Танаами.
Shikibu Terutada, Plum, Bamboo and Mynah Birds, Courtesy London Gallery, Ltd. Shirokane
Конечно, команда выставки не могла обойти стороной главную функцию ширмы — разделение пространства и создание интимного уголка в помещении. Ее на экспозиции демонстрируют среди прочего объекты английского художника Уильяма Морриса и американского живописца Уильяма Н. Копли. Другая важная характеристики предмета — способность становиться полотном для демонстрации важных социальных тем и отголосков культур: как, например, в работе Педро де Вильегаса, датируемой 1718 годом.
Работа Цао Фэй “Screen Autobiography”. Фото: Delfino Sisto Legnani and Alessandro Saletta – DSL Studio
Среди объектов, созданных для выставки современными авторами, выделяется работа китайской художницы Цао Фэй “Screen Autobiography”, которая использовала хромакеи и импровизированные цифровые дисплеи.
Ширма Brick Screen по дизайну Эйлин Грей. Фото: Delfino Sisto Legnani and Alessandro Saletta – DSL Studio
Ширма архитектора и дизайнера Эйлин Грей отражает ее очарованность красотой лакированных предметов. Brick Screen — это результат экспериментов Грей с формами и отделкой панелей, которые она вручную покрывала лаком, шлифовала и полировала в течение нескольких недель по древней японской технологии.
Grater Divide 2002. Фото: © Mona Hatoum
На выставке также представлена ширма в виде терки английского дизайнера Моны Хатум. Объект Grater Divide был создан в 2002 году и позаимствовал у кухонной утвари не только форму, но и острые лезвия.
Пространство без границ
За экспозиционный дизайн Paraventi отвечала японская архитектурная студия SANAA. Перед основателями бюро Кадзуйо Седзимой и Рюэ Нисидзавой стояла задача организовать пространство «подиума» в Fondazione Prada таким образом, чтобы посетители минимально ощущали существующие в нем границы. Архитекторы использовали изогнутые перегородки, в том числе прозрачные, которые имитируют плавные силуэты самих ширм. Форма объектов также подчеркнута за счет фигурных оснований-пьедесталов. Тематические группы на экспозиции различаются между собой благодаря разному характеру освещения.
Экспозиция в Фонде Prada. Фото: Delfino Sisto Legnani and Alessandro Saletta – DSL Studio
Помимо разделения по темам, часть работ на экспозиции представлена в хронологическом порядке. По задумке архитекторов и куратора, такой сценарий, опирающийся на исторические эпохи, позволяет зрителям проследить развитие восприятия форм, художественных направлений и общего культурного контекста.
Экспозиция “Paraventi: Folding Screens from the 17th to 21st Centuries” открыта до 22 февраля 2024 года.
Фото на обложке: Delfino Sisto Legnani and Alessandro Saletta – DSL Studio.