Самое интересное из мира дизайна и искусства: с 19 по 25 апреля
На этой неделе открывается не только Российский антикварный салон, но и несколько новых выставок: «не живопись» мастеров ХХ века — Пабло Пикассо, Анри Матисса, Рауля Дюфи и других, а также экспозиция работ крупнейших художников первой четверти XIX века, относящихся к романтизму. Кроме того, состоится лекция про искусство 2000-х, паблик-ток о новой визуальности и беседа о влиянии Баухауса на моду того времени и на современных дизайнеров.
Паблик-ток «Новая визуальность»
21 апреля. Начало: 19:00. Цена: бесплатно
Женя Онегина, Эмми Америка, Павел Самохвалов и Саша Мадемуазель обсудят художников мировой сцены, ограничения и преимущества российской визуальной среды, а также попытаются понять, является ли фотография полноценным жанром современного искусства и сможет ли вытеснить видео фотографию. Модератор — Катя Павелко, куратор направления фотография в Школе дизайна.
Великая революция: конструктивизм, Баухаус и их влияние на моду их времени и на современных дизайнеров
22 апреля. Начало: 19:00. Цена: 450 o
Советский конструктивизм — концепция новой эстетической среды. Что такое «Прозодежда» и «Нормаль-одежда»? Как выглядел конструктивистский текстиль, разработанный Варварой Степановой и Любовью Поповой? На лекции будут упомянут фильм Якова Протозанова «Аэлита», в частности, его конструктивистские костюмы и декорации, а также эстетическая концепция школы «Баухаус» на примерах архитектуры, интерьеров, предметов дизайна и графики. Какой влияние эстетики баухаус на современную моду? Будут изучены коллекции Celine, Mary Katrantzou, Balenciaga, Alexander McQueen, Roksanda Ilincic и других. Автор курса и лектор — Илектра Канестри.
Пути свободы. Выставочная архитектура Даниэля Либескинда
23 апреля. Начало: 19:00. Цена: 100 o
Встреча с Даниэлем Либескиндом открывает обширную культурно-просветительскую программу к выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Архитектурное решение выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» было разработано выдающимся современным мастером Даниэлем Либескиндом, знаменитым своими проектами в области общественной и музейной архитектуры. По словам автора, работая над архитектурой выставки, он вдохновлялся «в высшей степени духовной, пронизанной индивидуализмом и в то же время политической» идеей, заложенной в произведениях художников-романтиков. Дискуссия пройдет на английском языке с синхронным переводом.
Искусство 2000-х
24 апреля. Начало: 16:00. Цена: 400 o
История 2000-х еще не написана, и тем интереснее показать разнообразиеидей и практик, которые появились в этот период: нонспектакулярное искусство, эстетика взаимодействия, симуляционизм, социальные и политические акции. «Нулевой цикл» 2000-х связан с попытками превратить современное искусство в один из важных и необходимых общественных институтов, включающих в себя различные конкурирующие и альтернативные программы. Интересно, что молодые художники 2000-х, как правило, придерживались левых взглядов и пытались создать критическую платформу по отношению к победившему неолиберализму и новым редакциям имперскости. При этом они зачастую мыслили в советских традициях, если рассуждали о «революционномискусстве» и представляли себя новыми пролетариями в условиях постиндустриальной экономики. Лектор — Кирилл Светляков.
Лоран Шеер. Небо над Парижем
10 апреля — 20 июня. Цена: 800 o
Галерея Люмьер представит выставку французского фотографа Лорана Шеера. В экспозицию войдут крупноформатные работы из его известной серии «Flying Houses», в том числе первая опубликованная работа и новая фотография 2021 года, созданная автором специально к открытию выставки в Москве. Выставка Лорана Шеера «Небо над Парижем» — вторая выставка автора в России, проводимая Галереей Люмьер. Знакомство с фотографом состоялось в 2013 году на одной из ключевых фотографических ярмарок ParisPhoto, тогда же Галерея впервые представила работы автора на российском арт-рынке. По словам основателя Галереи Люмьер Натальи Григорьевой-Литвинской, работы Лорана Шеера были высоко оценены российскими коллекционерами: «Он стал одним из авторов Галереи, за которым коллекционеры возвращаются, любители фотографии ожидают продолжение его серии». Посещение выставки возможно только в рамках экскурсий.
Кавказская Ривьера. Баталии за Рай
17 апреля — 10 мая. Цена: 350 o
Феноменальная образность Средиземноморья и черноморских побережий отмечена в оптике истории легендарной «точкой», знаменитым курортом, органическим синтезом архитектуры и ландшафта. Соотнесенность и гармонизация двух начал – уникальность и органика идеального мира «Кавказской Ривьеры», ее координат как «земли обетованной» и второе – сегодняшнее осмысление ее ценностей, направленное уже в социальный космос, в зону социальных защит и общественной этики – «баталии за Рай» – должны обеспечить живую связь человека и окружающей его реальности. Участники проекта: Татьяна Мишина, Геннадий Серов, Наталья Тестина и другие.
Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
20 апреля — 20 июня. Цена: 500 o
Впервые основной темой экспозиции станет не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже. На выставке показано более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания И.А. Морозова, малотиражные произведения, созданные Пабло Пикассо в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар деко.
Арт-Москва х Российский Антикварный Салон
21-25 апреля. Цена: 500 o
Российский антикварный салон — ведущая ярмарка антиквариата в России, которая стояла у истоков формирования отечественного арт-рынка. Формат мероприятия в этом году получил девиз «Living together»: в едином пространстве Гостиного Двора будут представлены все сферы коллекционирования — от антиквариата до Contemporary art. Специальный проект в этот раз посвящен искусству «тихой жизни» — так куратор Людмила Маркина (заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковки) назвала экспозицию западноевропейского и русского натюрморта XVII–XX веков из частных собраний. На Российском антикварном салоне в рамках программы «Арт Москва» представлено современное искусство и коллекционный дизайн. Среди участников программы — галереи «Триумф», Ovcharenko, «Гридчинхолл», «Файн Арт», Askeri Gallery, ARTSTORY и другие. Всего заявлено 30 ведущих галерей и более 100 современных художников разных поколений. Наряду с уже традиционными разделами, такими как «Антиквариат», «Ювелирное искусство», «Винтажный маркет», на выставке появится раздел «Ретроавтомобили»: здесь можно увидеть легендарные машины 1900–1960-х годов. К салону подготовлена обширная деловая программа — лекции, форумы, круглые столы и презентации.
Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии
23 апреля — 8 августа. Цена: 500 o
Экспозиция объединяет работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Овербека, Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и других. Более 350 произведений, среди которых около 200 живописных полотен, а также рисунки, архивные материалы и уникальные экспонаты из десятков немецких и российских собраний, раскроют это художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия. Особым элементом и отдельным этапом в работе над предстоящей выставкой стала сама экспозиция, уникальное архитектурное решение которой было предложено всемирно известным архитектором Даниэлем Либескиндом. Проект включает в себя две выставки, одна из которых будет показана в Москве, а другая в Дрездене.
Наблюдение. Выставка современного искусства Китая
до 25 апреля. Цена: 350 o
Выставка призвана представить российскому зрителю современное изобразительное искусство Китая, а также продемонстрировать то влияние, которое оказала западноевропейская классическая живопись на творчество современных китайских художников. В роли своеобразных «кураторов» выступали западные художники-миссионеры. Они привили китайским придворным мастерам вместе с навыками работы в технике живописи маслом и гравюры на меди (офорта) также опыт обращения к неизвестным ранее композиционным и сюжетным схемам. В результате в цинском искусстве сложился компромиссный стиль, представлявший собой национальный вариант западного стиля.