Академическая школа: что смотреть на выставке «ВЫПУСК. ИСТОРИЯ. СУРИКОВСКИЙ»
В парке «Зарядье» начал работу масштабный проект, посвященный наследию знаковых художественных школ столицы. Выставочный цикл открывается экспозицией «ВЫПУСК. ИСТОРИЯ. СУРИКОВСКИЙ»: она подготовлена командой совместно с МГАХИ им. В.И. Сурикова и знакомит зрителей с историей института через избранные работы его студентов и преподавателей разных лет. За почти вековую историю учебное заведение подготовило более шести тысяч живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, реставраторов и искусствоведов. Произведения некоторых из них, охватывающие период с 1934 года до наших дней, разместились в пространстве Паркинг Галереи и позволяют сформировать представление о развитии вуза. Рассказываем о концепции выставки и ярких работах.
Всего на новой выставке можно увидеть свыше 200 произведений. Их авторы — преподаватели и студенты МГАХИ им. В.И. Сурикова, представляющие разные поколения и внесшие весомый вклад в развитие культуры и искусства страны. Работы, многие из которых представлены широкой публике впервые, были отобраны командой проекта не только из фонда института, но также из собрания Союза художников России, РОСИЗО и частных коллекций. МГАХИ существует уже практически столетие, и за это время внутри учебного заведения сформировались целые художественные династии. Среди авторов вошедших в экспозицию произведений Аристарх Лентулов, Эрик Булатов, Александр Дейнека, Зураб Церетели, Наталья Нестерова и другие. Кураторы сделали акцент на периоде с 1960-х по 1990-е годы: это время связано с активным развитием института, появлением в его стенах новых факультетов и мастерских.
Экспозиция «ВЫПУСК. ИСТОРИЯ. СУРИКОВСКИЙ»
Работы
«Людушка ждет гостей. На даче Асановых», 1984 г. Дмитрий Нечитайло
Дмитрий Васильевич Нечитайло – сын художника Василия Нечитайло – окончил Суриковский институт в 1967 году. В большинстве его работ можно проследить очарование автора природой и многогранными пейзажами родной страны. На полотнах художника они предстают полными величественной атмосферы, но в то же время легкими, светлыми и воздушными.
«Шпагоглотатель», 1993 г. Наталья Нестерова
Наталья Нестерова считается одной из ярких представительниц поколения «семидесятников». Особое внимание в своих картинах художница уделяла непосредственно проявлениям краски: качеству массы, текстуре и рельефу масла на поверхности холста. Ее мазки — красочны и всегда насыщенны, а сюжеты — экспрессивны и вневременны.
«Апшеронский интерьер», 1981 г. Таир Салахов
Таир Салахов — один из основоположников «сурового стиля», направления в реалистической советской живописи 1950-1960-х годов, для которого характерно изображение окружающей действительности без ее идеализации. Картина «Апшеронский интерьер» входит в Апшеронскую серию и написана на берегу Каспийского моря в Азербайджане.
«Девушки в выходной день», 1958 г. Александр Дейнека
В 1930-1950-х годах государственная политика была направлена на активное привлечение молодежи к занятиям спортом, а искусство должно было показывать его привлекательность. Александр Дейнека и сам в юности увлекался спортом: еще учась во ВХУТЕМАСе, он играл в футбол, занимался плаванием и боксом. «Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников… Я не понимаю, для чего нужен пейзаж машин, если в нем пребывает уродливое человеческое существо, дряблое и безвольное», — писал художник.
«Семья Чернышевых в лесу», 1985 г. Дмитрий Жилинский
Идея создания портрета любимого преподавателя, художника Николая Чернышева, возникла у Дмитрия Жилинского во время встреч и бесед с учителем об искусстве. На картине Чернышев изображен на прогулке в лесу с супругой. Его окружают члены семьи: зять, художник Андрей Горский, внук Николай Горский-Чернышев и три дочери — Полина, Екатерина, Наталья. Как и на многих других картинах Дмитрия Жилинского, внимательный зритель может заметить множество символических деталей.
«Московский Кремль. Лунная ночь», 1980 г. Петр Оссовский
Еще один основатель и представитель «сурового стиля» — Петр Оссовский. В 1980-е годы Оссовский создал цикл «Кремлеада», посвященный Московскому Кремлю. Во время работы над ним он написал множество видов древней крепости, запечатлев ее в разное время суток и с разных ракурсов. Работа над некоторыми из этюдов потребовала допуска в закрытые для обычных посетителей правительственные кабинеты.
Все фотографии предоставлены пресс-службой.