Школа как эпицентр развития среды: локальные и зарубежные кейсы
Часто при проектировании образовательного учреждения перед командой стоит задача не просто по созданию функционального и комфортного пространства, но и по преобразованию среды вокруг него. При грамотном подходе школы могут задавать вектор развития территории, где они расположены, и формировать локальные комьюнити. Как именно — основатель архитектурного бюро ИМАГО Сергей Остроух разбирает на примере свежих российских и зарубежных проектов.
Сергей Остроух основатель архитектурного бюро ИМАГО
Образовательное учреждение сможет стать одной из решающих причин переезда семьи с детьми в другой город, наряду с карьерными возможностями, развитой инфраструктурой, комфортным жильем, высоким уровнем здравоохранения и другими аспектами. Качественное образование во многом определяет будущую карьеру, поэтому для родителей хорошая школа — важный аспект при смене места для жизни и работы. Ниже я рассмотрю несколько примеров образовательных учреждений, которые еще на этапе проектирования были призваны задать вектор развития города, в котором они находятся, и сформировать вокруг себя сообщество местных жителей.
Школа Honcourt, Франция f+f architectes (2024)
Фото: Stephane Aboudaram | WE ARE CONTENTS
В начале 2020 года во французском регионе Гранд-Эст был запущен новый проект развития, предполагающий обновление нескольких объектов муниципальной инфраструктуры. При этом основополагающими требованиями к зданиям стали экологичность и их гармоничная интеграция в природный контекст. Архитекторы студии f+f architectes разработали проект здания школы и центра дополнительного образования в Мезонсгутте, изначально предполагая, что этот комплекс не просто станет архитектурной достопримечательностью, но будет соответствовать образовательной программе, помогать в реализации передовых педагогических стратегий и максимально бережно и гармонично встроится в окружающую природную среду.
Все архитектурные и инженерные решения, использованные в проекте, отвечают европейским экологическим нормам. Например, по уровню энергопотребления комплекс соответствует стандарту PASSIVHAUS, то есть расход энергии в нем снижен за счет пассивных методов энергосбережения. При таком подходе затраты на отопление снижаются в 7-10 раз, а комфорт пользователей существенно повышается за счет адекватных температур в помещениях, более высокого качества воздуха и даже лучшей, чем в традиционных здания, акустики. Для педагогов, которые целыми днями работают с детьми, последнее не менее важно, чем, например, для актеров театра, старающихся беречь связки и не перенапрягать речевой аппарат во время спектаклей.
На нижнем цокольном этаже расположились помещения детского сада и комнаты для дополнительных занятий, а на верхнем — начальные классы. Находясь на обоих этих уровнях, дети и учителя могут в любое время выйти на примыкающие к зданию игровые площадки или вынести часть занятий на открытый воздух, что положительно сказывается и на здоровье учащихся, и на снижении уровня стресса у педагогов, а также помогает внедрять более разнообразные подходы к учебному процессу. Проект f+f architectes — яркий пример образовательных пространств нового типа, в которых учебная среда находится в непосредственной связи с природой. Таким образом, школа Honcourt стала не только привлекательным местом для обучения, но и центром притяжения местного сообщества.
Средняя школа Хуашань, кампус Boguqi, Китай Zhaohui Rong Studio (2022)
Фото: Arch Exist
Проект кампуса Boguqi средней школы Хуашань от архитекторов из Zhaohui Rong Studio тоже продолжает традицию взаимодействия учебного пространства с окружающей средой. Но если климат северо-востока Франции предполагал интеграцию здания школы в природу и полную гармонизацию с ней, то в силу суровых погодных условий города Темэньгуань перед авторами проекта стояла задача, напротив, оградить и защитить учеников от воздействия засушливого, резко-континентального климата. Поэтому может показаться, что здание школы внешне скорее напоминает смесь средневекового замка с творениями европейских архитекторов-модернистов, следовавших заветам Ле Корбюзье и создававших «машины для жилья», однако он максимально комфортен для обитателей, а в его облике отражаются природный и исторической контекст окружающей среды.
Архитекторы спроектировали кампус в рамках стратегии «Квадратный город», что очевидно по самому плану школы, состоящей из двух простых архитектурных структур. Внешний контур предназначен для проживания, а внутренний — для учебного процесса. По замыслу авторов такое решение создает в пустынной местности настоящий оазис для учеников. Внутренний двор площадью почти 9000 квадратных метров стал местом, где был разбит «Сад ста деревьев», а его рельеф представляет собой миниатюрную копию окружающей гористой местности с перепадом высот почти в три метра.
Школа Хуашань стала не только местом для учебы, но и для внеклассного общения, отдыха и досуга в четырехэтажном атриуме учебного центра. Естественный свет попадает сюда через зубчатый световой фонарь, благодаря чему пространство выглядит открытым и объединяющим и как нельзя лучше подходит для этой функции. Библиотека же находится на пересечении образовательного и жилого контуров и служит местом встреч для всей школы. Это светлое, уютное пространство собирает и объединяет учеников, а мощные «оборонные кольца» школьных стен защищают их от дискомфорта окружающей среды.
Образовательный центр МИР, Россия Архитектурное бюро ИМАГО (2024)
Фото: ОАНО «Школа и детский сад “МИР”»
Качественное образование и всестороннее развитие детей изначально было в фокусе застройщика и инвесторов Доброграда – нового города во Владимирской области, – поэтому все образовательные пространства должны были соответствовать самым высоким международными стандартами. Исходя из этих требований, архитектурное бюро ИМАГО реализовало здесь проект частного образовательного комплекса «МИР», состоящего из школы и детского сада.
Форма комплекса символизирует идею растущего знания: от детского сада через начальную школу знание поднимается к старшим классам, обогащаясь спортивным блоком справа. Многофункциональность была заложена в школе на уровне даже не самых очевидных архитектурных решений. Например, на смену традиционным коридорам, по которым, как известно каждому ученику, категорически запрещено бегать, пришли комфортные рекреационные зоны, соединяющие классы и образовательные помещения. В этих зонах разместились библиотека, информационный центр, места для отдыха, игр и досуга.
В детском саду все пространства тоже использованы максимально эффективно без ущерба для функциональности. Например, в центре здания находятся зоны кружков, а в группах стандартное деление на две части — игровую и спальную, — заменено общим пространством, где дети могут играть и бегать. Для организации дневного сна помещения обустроены раздвижными каркасными кроватками.
Чтобы вписать здание детского сада в окружающую среду и прилегающую застройку экогорода Доброград, на фасадах появились стилизованные светящиеся деревья, вдохновленные окружающим лесом и картиной Казимира Малевича «Супрематизм». Часть учебных процессов можно выносить на улицу, используя оранжерею и сад-лекторий для занятий биологией и ботаникой и получения практических навыков по уходу за растениями.
Железная школа, Россия Проектная мастерская ITEM (2022)
Фото: Андрей Шишокин
В 2022 году на Дальнем востоке в поселке Ола, который расположен в 30 километрах от Магадана, архитекторы из мастерской ITEM реализовали необычный для этого региона и во многих отношениях передовой проект школы. К моменту начала работ Ола, как и многие расположенные вдоль Колымской трассы поселки, стала терять свое экономическое значение, и вопрос оттока населения здесь стоял довольно остро. Жители этого региона исторически в основном заняты в золотодобыче и рыбной отрасли, мужчины часто работают вахтовым методом, и в отсутствие инфраструктурных преимуществ семьи с детьми предпочитали перебираться в областной центр. Поселку было необходимо дать импульс развития. В этой роли выступила новая школа, которая стала центром притяжения не только для детей, но и для взрослых.
Труднодоступность региона стала причиной выбора необычного материала для строительства — школу создавали из сборных металлоконструкций. Изготовленные удаленно на производстве детали и элементы отправляли на место стройки по морю. Задача усложнялась еще и в силу параметров выделенного под строительство участка. Его нужно было максимально эффективно соотнести с объемом, который предстояло возвести. В итоге благодаря грамотным планировочным решениям в ограниченное пространство участка удалось вписать и необходимое количество учебных классов для порядка 800 учеников, и общественные пространства, необходимые как школе, так и всему поселку.
По задумке архитекторов, в рамках общего образовательного пространства появилась «внутренняя улица», где можно проводить время как между уроков, так и после на различных дополнительных занятиях или просто общаясь со сверстниками. Так ольская школа сегодня стала чем-то большим, нежели просто местом для передачи знаний от учителей к ученикам. Здесь дети могут развиваться и проводить время в течение всего дня, а жители поселка поддерживать форму и здоровье, пользуясь местным спортивным оборудованием.
Школа Цзядин в Новом городе, Китай Da landscape (2023)
Фото: Da landscape
Шанхай — один из самых густонаселенных городов в мире. Чтобы снизить его плотность, власти приняли решение о строительстве новых районов на окраине города. Так называемые новые города поражают плотностью застройки, но тем не менее качественным благоустройством, которому уделяется отдельное внимание, как и возводимой инфраструктуре.
Школа Цзядин в Новом городе с самым быстрым ростом населения в Шанхае считается экспериментальной. В ней авторы объединили модули для учебы, художественных занятий, спорта и школьные лаборатории в составную структуру, которая представляет собой «один корпус, два крыла и три оси». Такая форма родилась из особенностей участка. Многочисленные сквозные переходы на разных этажах соединяют все здания и создают удобный кампус, а также разнообразные места для занятий как внутри, так и на открытом воздухе.
Для двух независимых участков в проекте предлагается стратегия «блочного комплекса», которая включает в себя «небесные» коридоры и общественные пространства на улице, чтобы сформировать «независимый, но не разделённый» кампус. Рядом со зданием школы есть игровая площадка и разбит сад. Пожарная лестница оформлена растениями и является частью школьного сада. Вход в сад соединен концертным залом, что позволяет быстро выйти на улицу. Школа создает разнообразные сценарии для учеников, которые не отрезаны от жизни города, а продолжают с ним взаимодействовать. Проницаемое пространство и бесшовная среда дают повод ученикам задуматься о сути образования, видении будущего и запустить размышления о гармоничном сосуществовании человека и природы.
На обложке: Средняя школа Хуашань, кампус Boguqi, Китай. Zhaohui Rong Studio (2022). Фото: Arch Exist.