«Вазы и сосуды»: вазы как искусство на выставке в Лондоне
Галерея Дэвида Джилла открывает выставку современных дизайнерских ваз, руку к созданию которых приложили самые интересные художники современности. Почти каждый из полсотни представленных в рамках экспозиции объектов был изготовлен специально к выставке — подготовка заняла полгода.
От полупрозрачных, напоминающих своими сложными формами глубоководных существ, сосудов Домитиллы Хардинг (Domitilla Harding) до сложных геометрических структур с инкрустированными кусочками глины Коди Хойта (Cody Hoyt) — «Вазы и сосуды» это, своего рода, срез того, как развивается современное декоративное искусство сегодня. «Я просто одержим вазами, — говорит куратор выставки, журналист Джанлука Лонго, — особенно декоративными вазами, которые, с одной стороны, похожи на скульптуры, а с другой, не лишены функциональности и более гибки, поскольку вы всегда можете выбрать вазу подходящего под ваш интерьер цвета».
Выбор объектов для выставки для Лонго был скорее интуитивным, чем обоснованным рациональным взглядом. В экспозицию вошли, в первую очередь, вазы с ярко выраженной декоративной сущностью. Все они очень разные, выполнены в соответствии с разными культурными традициями и по определенной технологии. С большинством из художников Лонго был знаком долгие годы и активно следил за их творческим ростом, с другими познакомился совсем недавно, в том числе на защите выпускных работ студентов колледжа Central Saint Martins. Один из таких новичков — Танкреди ди Каркачи (Tancredi di Carcaci), дизайнер из Эдинбурга, тяготеющий к теме южно-европейского барокко. Его предмет представляет собой глубокую миску цвета слоновой кости, окаймленную сложными орнаментами и с вылепленной женской головой в центре.
Вазы Кейт Мэлоун (Kate Malone) совсем другие. Они напоминают причудливые деревья или горсть пузырей, облепивших устойчивый стержень. Вазы Тино Сеуберта (Tino Seubert) — чистая геометрия, это вариации на тему мозаичных терраццо: наполовину сосуды сделаны из стекла, наполовину — из бетонной смеси с наполнителем из мраморной крошки или мелких зерен гранита, сиенита, доломита и других природных камней.
Несмотря на то, что все предметы очень разные, есть у них и нечто общее. Куратор выставки Джанлука Лонго говорит, что красной нитью через экспозицию проходит идея отдать дань уважения традиционным промыслам и ремеслам. Но есть и еще кое-что, что завораживает Лонго: «Вы можете переставлять вазы с места на место, — говорит он, — и они каждый раз будут по-своему преображать пространство. С картинами на стене такого не провернешь».
Одна из любимых работ Лонго — мифологическая ваза Лены Петерс. Высокий черный сосуд украшает фигура птицы Сирина из средневековой мифологии (в славянской мифологии такую же птицу зовут Алконост). У нее лицо женщины, а тело большой птицы. Сама ваза вылеплена нарочито небрежно, что делает нанесенный на нее образ еще более притягательным. Предмет Бэт Катлеман (Beth Katleman) — это, в свою очередь, объемная композиция, в которой помимо собственно вазы (миниатюрной и наполненной керамическими цветами) присутствуют два пухлощеких херувима. Выполненная в белом фарфоре скульптура — практически театральное действие, которое в эту секунду разыгрывается перед зрителем. Работы Бэт Лонго впервые увидел на стенах лондонского бутика Christian Dior и, разглядев поближе, взял на заметку.
Выставка «Вазы и сосуды» продлится до 5 декабря, расписание и билеты можно посмотреть на сайте галереи Дэвида Джилла.