Выставка «Домашние истории: 100 лет, 20 иконических интерьеров» в Музее Дизайна Vitra
В Музее Дизайна Vitra (Вайль-на-Рейне, Германия) проходит выставка «Домашние истории: 100 лет, 20 иконических интерьеров». Проект продлится до 28 февраля 2021 года: можно запланировать поездку в Вайль-на-Рейн на выходные (для этого есть полгода) или хотя бы понять, ради чего стоит ехать.
Норитака Минами, A504 I (Капсульная башня Нагакин, Токио, Япония), 2012 © Noritaka Minami
Новая выставка в Vitra — это масштабное размышление о том, как менялось отношение общества к обустройству жилища на протяжении века. Кураторы проекта анализируют современное состояние сферы дизайна интерьера и призывают нас подключить критическое зрение. При том что рынок мебели, декоративных аксессуаров непрерывно растёт, а жилищный вопрос стоит довольно остро, мы не относимся к теме домашнего интерьера достаточно серьёзно. Впрочем, работы ведущих дизайнеров, архитекторов, фотографов, представленные на выставке, недвусмысленно напоминают зрителю: дом — это олицетворение нас самих, следовательно, его дизайн не должен оставлять нас равнодушными.
Проект разделён на залы в соответствии с временными периодами: произошедшие в них социальные изменения отразились в пространстве интерьера благодаря творческим гениям своей эпохи. Начать осмотр можно с современности: проблема нехватки доступной жилплощади стимулирует дизайнеров думать минималистично, сохраняя при этом ощущение комфорта и роскоши от пребывания в квартире. В рамках проекта Yojigen Poketto (2017) испанские архитекторы из студии Elli создали просторное жилище площадью в 33 м². Секрет успешного освоения пространства — в использовании встроенной, трансформируемой мебели, грамотной конфигурации объектов и игре уровней.
Yojigen Poketto by Elli (2017). Фото: ArchDaily
Другая вариация на тему создания простора представлена немецким архитектором Арно Брандлхубером: в проекте Antivilla (2017) тонкие подвижные перегородки из текстиля способны изменить модуль всего помещения. Тем временем, междисциплинарный коллектив Assemble рассказывает нам о не менее актуальной тенденции современности — экономики совместного проживания, которая воплотилась в проекте Granby Four Streets Community Housing (2013–2017), где интерьеры блока викторианских домов были перепроектированы в соответствии с потребностями новых жильцов комплекса.
Мари Жакоте, проект Granby Four Streets by Assemble, Ливерпуль, 2016. Фото: Hannah Barry Gallery, Marie Jacotey
Переходя во второй раздел выставки, мы делаем смелый шаг назад — в 1960–1980 годы, период расцвета постмодернизма. В духе эпохи действует известная дизайн-группа Memphis, работая с символикой как зеркалом общественных изменений в характерной коллективу авангардной стилистике. Популярный тип пространства «белый куб» удачно вписывается в парадигму нового времени, но не все архитекторы разделяют это мнение. «Супермодернист» Клод Паран словно в противовес тренду активно экспериментирует с многофункциональными наклонными плоскостями, которые можно использовать как стул, стол, кушетку, стену и не только.
Клод Паран, Maison Parent, Нуайи-на-Сене, 1973-74. Фото: bpk / CNAC-MNAM, Fonds Parent / Bibliothèque Kandinsky / Gilles Ehrmann / VG Bild-Kunst, Bonn 2020
«Серебряная фабрика» Энди Уорхола предсказывает актуальность альтернативных пространств для работы и досуга, которые становятся стилем жизни, а выход компании IKEA на международный рынок в 1963 говорит: отношение к интерьеру уже вряд ли будет прежним. В этот же период укрепляется тренд на модальность, мобильность, сборное строительство (микродом Георгиоса Кандилиса Hexacube, 1971) и сочетание ярких разноплановых цветов в интерьере (Phantasy Landscape Вернера Пантона, 1970).
Панорама «Серебряной фабрики» Энди Уорхола, 1964- 67 (1965). Фото: Nat Finkelstein Nachlass
Впрочем, концепции футуристических квартир занимали мысли дизайнеров и раньше. «Дом будущего» Питера и Элисон Смитсон (1956) стал передовой площадкой для экспериментов с «умной» техникой — автоматизированными предметами мебели, для этой же цели датский архитектор Финн Юль использовал собственный дом в Ордрупе (1942). На другом конце поля визуальных поисков расположился проект Casa de Vidro (Сан-Паулу, 1951) Лины Бо Барди, которая искала вдохновение в условиях «текучих границ» и гармоничного сосуществования человека с природой.
Лина Бо Барди, Casa de Vidro, Сан-Паулу, Бразилия, 1952. Фото: Nelson Kon, 2002
Наконец, представленный на выставке период 1920–1930-х годов противопоставляется современным процессам, происходящим в сфере архитектуры и интерьера. Формирование новой концепции пространства, переосмысление его функциональности было созвучно революционным настроениям общественности: основы дизайна частного интерьера закладывались под смелые политические заявления, манифесты и реформы. «Франкфуртская кухня» Маргарете Шютте-Лихоцки (1926) как наиболее известное воплощение идеи «островка» для практических нужд, помещенного в пространство свободной планировки (прецедент — вилла Тугендхат Людвига Мис ван дер Роэ в Брно, 1928–1930). Хотя концепция «случайности», перетекающего характера интерьера имела успех, существовала и другая точка зрения: персонализированный и обусловленный личными предпочтениями владельца дизайн интерьера, как на фотографиях Сесила Битона (например: Ashcombe House, 1930–1945).
Сесиль Битон, Ashcombe House, 1930-45 (Фото: 1932) © Архив Cecil Beaton Studio в Sotheby's, Andrew Ginger
«Домашние истории: 100 лет, 20 иконических интерьеров» — это не только ретроспектива важных изменений, произошедших в сфере дизайна интерьера за прошлый век, но и честный вопрос: «Чего мы ждём от дома сегодня и каким хотим его видеть?». Ведь среди прочих аспектов «домашняя история» продолжает оставаться важной составляющей нашей жизни.
На обложке: Дэниел Стрит, Visual Fields. Фото: Vitra Design Museum; Лина Бо Барди, Casa de Vidro, Сан-Паулу, 1952. Фото: Instituto Bardi, Francisco Albuquerque.
Благодарим агентство Brand Angel PR за тему и материалы для публикации.