Мясной ресторан в стиле ар‑деко
Питерский ресторан «Блок» на верхнем этаже арт-центра «Ленинград» стал громкой премьерой. Немалую часть успеха проекту принес дизайн архитектора Анастасии Панибратовой.
В этом проекте многое невольно напоминает храмовую архитектуру. Трехчастное деление пространства, вытянутый в плане зал, завершающийся мультимедиа-шпалерами с полотнами русских художников-авангардистов над барной стойкой и открытого для обозрения холодильника для сухой выдержки мяса – все это напоминает ритуальные пространства. В случае с «Блоком» поклоняться стоит стейкам и искусству.
Пронизанные светом 600 квадратов, вид на Таврический парк из панорамных окон, а стеклянная кровля позволяет любоваться переменчивым петербургским небом – такое пространство не могло не вдохновить дизайнера. Привлекательной оказалась и возможность работать в стенах здания, реконструкция которого велась под руководством одного из крупнейших современных архитекторов - Рикардо Бофилла.
Для успеха премиального заведения большая площадь – преимущество и вызов одновременно. Чтобы создать у гостей ощущение исключительности и камерности, зал необходимо функционально зонировать. Увидев пространство ресторана, Анастасия сразу поняла, какую затеет там игру. Огонь – место притяжения и место силы, с древнейших времен люди собирались у костра, чтобы согреться и приготовить пищу. Эти ассоциации воплотились в две симметрично расположенные стены с настоящими каминами, которые делят пространство заведения на три части. Стены похожи по дизайну, но не идентичны. Из-за конструктивных особенностей интерьера пришлось отказаться от идеи установить мраморные камины: в качестве основного материала выбрали тертую латунь, внутреннюю часть сделали из черного глянца. Орнамент расположения каминов и светящихся кубов выполнен в духе графики северного модерна – стиля, в котором решено все пространство заведения.
Центральная часть главного зала намеренно сделана более торжественной. Река света, берущая начало в огромной люстре под куполом, собранной из множества светильников, разливается по зеркалам, украшающим спинки полукруглых диванов. Правая и левая зоны более аскетичные, простые по решению. В дополнении к дубовым столам, в них разместились два стола из белого каррарского мрамора, навевающие мысли о разделочной доске в мясной лавке. Их специально сделали высокими: когда они свободны, они служат вертикальными акцентами, а когда за ними сидят гости - это место для компании в 8-10 человек или формат common table, когда стол позволяет незнакомым между собой гостям без зазрения совести друг к другу подсесть. В ресторане предусмотрены два банкетных зала, один расположился на балконе, второй – с отдельным входом и собственным лифтом – у барной стойки.
В центре внимания меню «Блока» - мясо. Поэтому на всеобщее обозрение выставлен мясной холодильник с прозрачными стенами, в котором мясо проходит сухую выдержку в течение нескольких недель. Но Панибратова считает, что не только еда должна приносить удовольствие в ресторане. Так возникла идея мультимедийной «выставки» шедевров русских художников-авангардистов начала ХХ века, работавших в Санкт-Петербурге. Изображения расположены двум вертикальными рядами над баром по принципу шпалерной развески. Интересная деталь – на этих картинах легко считываются цвета мебели и предметов интерьера, использованных в пространстве.
Помимо декоративного значения комоды несут еще и функциональную нагрузку. В ресторане важны скорость и ловкость: нужно быстро подать приборы, тарелку, - и для этого нужны такие комоды. За легкой нарядной дверцей скрывается удобное в работе технологическое решение: все продумано, чтобы официанты могли быстро достать любую вещь. Мы сделали ящики, сравнимые с начинкой кухни, где все должно быть функционально.