Новый взгляд: модернизация музея керамики в Леувардене
Модернизация музея – это обычно не тот проект, где архитектор может развернуться во всю силу своего таланта, тем более если речь идет об историческом здании XVIII века. С Национальным музее керамики Принцессехоф (Keramiekmuseum Princessehof) в голландском Леувардене, впрочем, произошло иначе. Архитекторы местного бюро i29 оформили выставочные залы в современном ключе и хорошо поработали над входной зоной – она получилась динамичной, с яркими цветовыми акцентами.
Реконструкцию музея приурочили сразу к двум большим событиям. Во-первых, в этом году музею Принцессехоф исполняется сто лет, а во-вторых, город Леуварден был назван Европейской культурной столицей 2018. Архитекторы i29 спроектировали входную зону с магазином и кафе и, разумеется, выставочные залы. Здесь выставляют императорский фарфор из Китая, знаменитый сине-белый делфтский фарфор и настоящие произведения искусства, например, работы Пикассо, – коллекция музея огромная.
Несмотря на ограниченный бюджет, i29 удалось создать современную обстановку, которая не только позволит представлять лучшие образцы музейной коллекции, но и наделит музей новой социальной функцией – сделает его более открытым, а значит привлекательным для публики. Свою задачу архитекторы так и описывают: «Открыть довольно закрытое монументальное здание XVIII века с помощью интерьеров XXI века».
Попасть в просторную входную зону можно с двух входов – основного и заднего. Если заходить с заднего входа, тут же оказываешься в просторной столовой. Слева – касса и длинный общий стол, похожий на барную стойку. За ним – полки с посудой, выкрашенные в розовый, оттенки зеленого и теплый бежевый. Справа – два ряда квадратных столов с паре с обтянутыми серым текстилем стульями. На стене за ними висят керамические фигурки жуков всех мастей – впечатляющий декоративный элемент, отсылающий к направленности места. Яркие акценты в данном случае нужны, чтобы создать пространство, располагающее для комфортного досуга – архитекторы хотела сделать музейную чайную местом для встреч, вне зависимости от того, собираются посетители заглянуть после чая в музей или нет. К чайной прилегает большой зеленый сад.
В отличие от ярких акцентов в смежных зонах, музейные залы – это спокойные серые тона: так посетители не будут отвлекаться ни на что, кроме экспонатов. Переход от общественных зон к галереям обозначен расписными стенами с распустившимися по ним цветами и птицами – они подчеркивают связь эпох. Акцентирование с помощью цвета, кстати, – это один из важных приемов i29, который они используют во многих своих проектах. Несколько лет назад, например, они выстроили разноцветный павильон для ярмарки дизайна в Амстердаме. Таким образом архитекторы давали понять посетителям, что исследовать пространство нужно постепенно, шаг за шагом, цвет за цветом.
Над выставочной зоной архитекторы i29 работали вместе с командой агентства The Ambassadors of Aesthetics. Вместе они разработали новую систему презентации экспонатов, которая позволит посетителям лучше ориентироваться в музейной коллекции. Так, для одного из залов музея архитекторы придумали стеллаж в виде уложенных друг на друга ярко освещенных белых коробок. В них, как в витринах, стоят экспонаты – посетители оказываются окружены керамикой. Отсюда они переходят в другую комнату. Декорированная в стиле ар-деко, она создает противоположный эффект. В комнате темно, поэтому выставочные экспонаты выглядят так, будто «парят в воздухе». Явная простота дизайн-приемов строится на искусной игре со светом – уникальным инструментом проектирования пространства. «Контраст между старым и новым, монументальным и актуальным образуем мощное целое», – заключают архитекторы.