Баухаус начинается в Веймаре: как устроен новый музей
100-летний юбилей основания школы Баухаус отмечается повсеместно. Но наиболее интенсивно, конечно же, в Веймаре, где она была основана, в Дессау, куда она переехала, и в Берлине, где через считанные месяцы была закрыта нацистами. Еще за несколько лет до юбилея в каждом из этих городов решили открыть новый музей. Елена Невердовская увидела первый из списка — музей Баухауса в Веймаре — и делится своими впечатлениями.
На открытой площадке перед городским парком в Веймаре, в окружении тяжеловесных исторических строений появился массивный бетонный куб, построенный по проекту профессора Хайке Ханады (лаборатория искусства и архитектуры, Берлин). Над выставочным дизайном работали Holzer Kobler Architekturen (Цюрих-Берлин), над разработкой концепции и информационной части экспозиции — Studio TheGreenEyl (Берлин-Нью-Йорк).
Музей Баухаус, Веймар. Архитектор Хайке Ханада. Вид со стороны парка.
Современный музей — явление синкретическое и синтетическое одновременно. Создавать его, можно сказать, с нуля — большая ответственность. А тем более, если предмет архивирования, исследования, презентации — это школа искусства, дизайна и архитектуры, это начало модерна, источник, русло, давшее направление общему развитию, одним словом, Баухаус. И тем более — в Веймаре, городе с необыкновенно высокой плотностью исторических и архитектурных памятников.
У автора бетонного куба были свои аргументы, почему музей должен быть именно таким.
Гау-форум / Gauforum. Административное здание Третьего Рейха, конец 1930х-начало 1940-х.
В тексте к проекту Хайке Ханада объяснила: здание представляет собой «сустав, на изгибе улицы между народным парком, созданным в 1920-е, и более поздним зданием национал-социалистов, так называемым Гау-форумом /Gauforum». … Пространство, возникшее «в результате сплетения воедино различнейших топографий, распознает Гау-форум / Gauforum как чужеродное тело, с одной стороны, с другой — включает его дорожки и колоннады в свой ансамбль, не поддаваясь фашистской трактовке пространства». Это могло бы быть пустой риторикой, но для Германии противоположение нацистской архитектуры и дизайна архитектуре и дизайну модерна, или интернационального стиля или баухауса (это синонимы) является ключевым моментом — важная часть концепции, важная составляющая постановки задачи и ее решения. В тридцатые годы Третий Рейх расправился с Баухаусом, заклеймив его наряду с абстракицонизмом, кубизмом, экспрессионизмом как дегенеративное искусство. После краха фашизма интернациональный стиль стал символом размежевания с прошлым, языком демократии. Легкость противопоставлялась монолиту, прозрачность — глухой стене. Это актуально и в настоящий момент. Так вот автор проекта может убеждать вербально сколько угодно, но визуально бетонный куб играет партию на стороне Гау-форума / Gauforum.
Музей Баухаус, Веймар. Архитектор Хайке Ханада. Лестница, расположенная в центре куба. Ее стены разделяют выставочное пространство этажа на отдельные рекреации.
Музей Баухаус, Веймар. Начало экспозиции.
Внутри музея все, кто бывал в Колумбе Петера Цумтора в Кельне, увидят сходство лестниц и организации выставочного пространства этажей. Но если такое решение было правомочным, символичным и логичным для Колумбы — епископальная коллекция старого и современного искусства представлена в новых залах, построенных на месте разрушенной средневековой церкви, — то в музее Баухауса этот прием выглядит не очень уместным. Баухаус и лестницы это большая тема, известная даже тем, кто не был в исторических зданиях школы архитектора ван де Вельде в Веймаре и Вальтера Гропиуса в Дессау, благодаря произведениям искусства, живописи Оскара Шлеммера, например, и многочисленным фотографиям. Архитектор могла бы включиться в контекст. Могла бы, но не стала.
Музей Баухаус, Веймар. Зал, посвященный методике обучения в школе.
Авторы музейной экспозиции, как дизайнеры, так и отвечающие за информационный контент, тоже, можно сказать, в контекст не включились. Но этот факт может заметить лишь зритель, близко знакомый с историей школы Баухаус, ему будет не хватать атмосферы и драйва тех лет. Он будет тщетно искать следы прошлых больших дискуссий и столкновения умов, бесконечного праздника и карнавала, напряженной работы, открытий, провалов.
История рассказана гладко, линейно, плоско.
Никакой предыстории — дизайнерская школа появилась ниоткуда. Никакого исторического фона — Баухаус существовал почти в вакууме, и это при том, что заголовок музейной экспозиции гласит: «Баухаус начинается в Веймаре». Еще этого зрителя разочарует визуальная невнятность, бесстильность самой экспозиции: никаких дизайнерских решений достойных Баухауса!
В выигрыше окажется посетитель без предварительных знаний: ему четко по полочкам разложат информацию по теме «современный человек», «устройство новой школы дизайна», «продукция отдельных мастерских», «три директора школы Баухаус».
Музей Баухаус, Веймар. Иллюстрация знаменитого утверждения «форма следует функции». Посетителям предлагается опробовать удобство отдельных стульев.
Музей Баухаус, Веймар. Зал, посвященный теме нового жилья.
Найти оправдания плоскости и недоработанности экспозиции можно, но только ее информационной, не дизайнерской, составляющей. Дизайнеры выставочного пространства оправдания не заслужили.
Во-первых, Музей Баухауса является частью большого Веймарского проекта «Квартира модерна в Веймаре». Во-вторых, первый директор Баухауса Вальтер Гропиус непосредственно приложил руку к созданию коллекции — именно он отобрал накануне переезда в Дессау учебные работы студентов, их дизайнерские проекты, произведения преподавателей, Мастеров Баухауса. Его взгляд — залог складности рассказанной истории. Этот архив хранился в Веймаре, уцелел во время Третьего Рейха и стал основой экспозиции музея.
Музей Баухаус, Веймар. Витрина с произведениями учеников школы Баухаус веймарского периода.
Предыстория дизайнерской школы, предыстория модерна рассказана в актуальной экспозиции Нового Музея Веймар, расположенного в непосредственной близости от бетонного куба Хайке Ханады. И, надо заметить, великолепно рассказана, как для продвинутого зрителя, так и для новичка в теме — о Ницше, коллекционере графе Гарри Кесслере, бельгийском архитекторе ван де Вельде; в цокольном этаже — историческая типография Промышленно-художественного училища, которая потом служила и Баухаусу.
В музейном павильоне, где до постройки нового здания располагалась коллекция школы Баухаус, в скором времени откроется Музей Веймарской республики. Там и можно будет ознакомиться с политической историей периода существования Баухауса.
Музей Баухаус, Веймар. Диаграмма Клее, изображающая принцип обучения в школе Баухаус.
Музей Баухаус, Веймар. Главный вход, вид на площадь.
Остальные части «Квартиры модерна в Веймаре» — исторические и архитектурные памятники. В городе есть несколько зданий архитектора Анри ван де Вельде — два корпуса Веймарского университета, архив Ницше и частный дом семьи ван де Вельде. И здесь же находится первый выставочный проект школы Баухаус «Haus am Horn», 1923 год (открыт после реставрации одновременно с музеем) — единственное архитектурное строение Баухауса в Веймаре.