«Октава»: творческий кластер на территории завода в Туле
Весной в Туле открылся творческий индустриальный кластер «Октава». Новое пространство появилось на территории действующего завода, производителя микрофонов, на которые записывались Владимир Высоцкий, U2 и Radiohead. Мы поговорили с руководителем креативной рабочей группы Ольгой Пивень о концепции и идее создания кластера «Октава», а с главными архитекторами проекта, бюро Orchestra, об особенностях работы над проектом на территории действующего завода.
Ольга Пивень заместитель Директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех», член совета директоров ПАО «Октава». Роль в проекте – руководитель креативной рабочей группы
Идея создания и концепция проекта
В самом центре Тулы последнее время простаивала часть территории завода «Октава». А со стороны города и региона был запрос на создание нового центра притяжения, места альтернативного досуга и творчества. Тогда Ростех разработал проект по созданию творческого индустриального кластера на базе неиспользуемых площадей завода и привлек частного инвестора Михаила Шелкова. Руководитель проекта по созданию кластера, директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко совместно с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым представили проект президенту РФ Владимиру Путину и получили его одобрение. При этом было принято решение не только создать кластер, но и модернизировать завод.
Кластер одновременно является местом для отдыха и досуга, центром популяризации работы в промышленности среди молодежи, а также важной точкой туристических маршрутов. Кроме того, тут скоро начнут обучаться менеджеры российских заводов.
Проект задуман как катализатор позитивных перемен в регионе, в ответ на существующие социально-экономические и демографические вызовы, такие как отток молодого населения из области.
Как устроен кластер
Первый этаж является центром общественной жизни кластера: многофункциональный зал для проведения лекций, концертов и спектаклей, лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER», техническая библиотека, кафе привлекают жителей города самых разных возрастов. Лаборатория «Фаблаб» интересна не только взрослым, но и детям от 7 лет, они могут посетить воркшоп и сделать с помощью лазерного станка изделие с индивидуальной гравировкой или пройти летний курс по робототехнике или авиамоделированию. Техническая библиотека, в которой собраны больше двух тысяч книг на тему акустики, нанотехнологий, производства и промышленного дизайна, интересна как студентам, так и сотрудникам заводов.
На втором этаже кластера расположен один из ключевых проектов – первый в России Музей станка. На третьем этаже будет находиться Высшая техническая школа (ВТШ), открытие которой запланировано на конец 2018 года. ВТШ займется переподготовкой руководителей промышленных предприятий со всей России. На четвертом этаже расположатся офисы креативных институций и бизнес-проектов.
Что такое музей станка
Это мультимедийный музей, где современным языком рассказывается история развития промышленности в России и в мире. В музее много интерактива, который помогает усвоить материал. Тут и карта российской промышленности, и разные промышленные машины и станки, с которыми можно взаимодействовать, а также фрагменты дневников рабочих, озвученные известными российскими актерами, и аудиоинсталляция «Заводы» саунд-художника Олега Макарова.
В музее есть также медиатека и пространство временных выставок. В медиатеке — уникальные статьи, фото- и видеоматериалы, посвященные истории промышленности и станкостроения, собранные лучшими кураторами и экспертами. В пространстве временных выставок в сентябре была открыта персональная выставка Павла Отдельнова «Заводские анекдоты», посвященная предкам Отдельнова, которые работали на химических заводах города Дзержинска, в Нижегородской области. Промышленные пейзажи, показанные художником, знакомы и близки и жителям Тулы.
Кто работал над «Октавой»
В команду кластера входят одни из лучших урбанистов и экспертов по городскому программированию, такие как Екатерина Гольдберг и Эдуард Моро из проектного бюро Orchestra, Дария Женихова, Генеральный директор компании «Культура потребления» и Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале. А управляет командой Василий Бровко, директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех», председатель совета директоров ПАО «Октава».
Во время реализации проекта мы устраивали стратегические сессии с городскими активистами, чтобы учесть мнения региональных экспертов. Некоторые из них потом стали работать у нас в кластере. Резидентами кластера стали лучшие городские проекты Тулы, которые близки нам своей идеологией. Ирина Рочева, которая делает очень важный для города Фестиваль детской книги «Литература», курирует у нас техническую библиотеку. А Алексей Давлетшин, предприниматель и создатель популярного среди тульчан музея занимательных наук «Экспериментория», занимается «Фаблаб MAKER».
Екатерина Гольдберг, Эдуард Моро, Арсений Бродач, архитекторы бюро Orchestra
В чем была главная идея этого проекта с точки зрения архитектуры?
«Октава» – завод, со своей уникальной историей. Он расположен в самом центре Тулы, городе, известном своим мастерством. Новое общественное пространство остается частью функционирующего завода – за стеной продолжается производство микрофонов бренда «Октава», известного на весь мир. Основная идея проекта в том, чтобы передать в кластере ценности завода и города. «Октава» – это современное пространство, где развиваются культурные и предпринимательские проекты вокруг темы новых производств. Это идея была отражена как в архитектуре, так и в культурной программе.
Какие главные задачи перед вами стояли?
Самым важным было создать экосистему пространств и функций, которые бы поддерживали друг друга и создавали активное и востребованное место, а также мотивировали посетителей на разработку и запуск собственных проектов. Часть этой экосистемы уже реализована, а часть ждет реализации. Кластер уже открыл общественные пространства первого этажа, на котором находится многофункциональный зал, кафе, библиотека, типография, фаблаб, а скоро откроется звукозаписывающая студия. На втором этаже работает первый в России Музей станка. На третьем этаже будет запущена Высшая техническая школа, на четвертом разместятся проектные офисы, а на крыше ресторан. В пространстве двора появятся новые мастерские.
Вторая важная задача – спроектировать систему общественных пространств внутри и под открытым небом для отдыха и общения горожан, альтернативу проведению времени в торговых центрах.
Какие нюансы вам пришлось учитывать, работая с промышленным зданием?
Кластер строился на территории функционирующего завода, и это очень сильно повлияло на проект. Для нас очень важно было соединить новый кластер с деятельностью завода. Мы проводили встречи с сотрудниками завода и вместе определили несколько возможностей для взаимодействия. Кластер будет рассказывать о заводе и его продукции через культурные проекты, например, документальный спектакль «Дорога на завод», который сейчас готовят партнеры из студии «Барабан». Звукозаписывающая студия будет приглашать известных музыкантов записывать альбомы на оборудовании «Октавы». С другой стороны, кластер – возможность отдыха и профессионального развития для сотрудников завода.
С точки зрения архитектурного проектирования работать с промышленным зданием очень легко. Это очень гибкие пространства, которые дают большую свободу для проектирования.
В чем заключались главные сложности?
Главной сложностью стала скорость реализации проекта. Проектирование и строительство велось практически параллельно. Это требовало огромной слаженности в работе между всеми участниками проекта и четкости в авторском надзоре.
От каких идей пришлось отказаться в ходе работы над проектом?
Мы надеемся создать вокруг «Октавы» полноценный культурный квартал. Пока эта идея остается только в виде концепции. Реализация этого проекта требует серьезной подготовки и участия партнеров из администрации города и области, и бизнеса, и жителей района вокруг. Мы надеемся, что когда кластер начнет полностью функционировать, к этой идее можно будет вернуться.
Как корректировалась первоначальная задумка в ходе реализации проекта?
С самого начала мы хотели максимально сохранить и переработать в новом проекте элементы старого завода: материалы, элементы интерьера, старые станки. Эту задумку удалось реализовать только частично. Ряд станков были отремонтированы и сейчас выставлены в зале на первом этаже. Но вместо старых заводских материалов и мебели мы использовали новые. В Европе переработка старых материалов и элементов в новом строительстве уже очень активно развита. Это позволяет сохранить историю места и более экологично. В России это направление только начинает развиваться.
Что было самое главное в проектировании интерьера «Октавы»?
Новые интерьеры кластера деликатно дополняют брутальную структуру заводских цехов. Стеклянные перегородки в стальных рамах контрастируют с массивными монолитными конструкциями здания. Светодиодное освещение подчеркивает грубую фактуру бетона и оттеняет сколы и неровности. Входная группа выделена полупрозрачными стеклоблоками – характерными для советской производственной архитектуры. Среди отделочных материалов также используется цементная штукатурка и горячекатаные листы, отсылающие к заводской эстетике. Полы выполнены из наливного бетона, типичные для больших производств. На пол в рекреации первого этажа нанесена сигнальная графика, структурирующая пространство и подчеркивающая линейную структуру бывшего цеха.
Использование простых материалов: дерево, бетон, металл и выбранная эстетика сохраняет простоту и доступность пространства для всех посетителей, включая сотрудников завода, а не только для модной молодежи. К нейтральному общему интерьеру добавлена цветная мебель, деревянные и графические элементы, которые вместе делают пространство более теплым.
Самым заметным объектом кластера является оранжевая лестница во дворе. В конструкцию лестницы интегрирован навес, который выделяет основной вход в здание. Лестница привлекает внимание – она соединяет двор с террасой и музеем, расположенным на втором этаже. Ее цвет – ярко оранжевый – выбран не случайно: в этот цвет были выкрашены гигантские воздуховоды, находившееся ранее на ее месте. Оранжевый используется как из основных цветов кластера.
Насколько вам удалось воплотить задуманное?
Ренир де Граф (партнер голландского архитектурного бюро ОМА) говорит, что если 50% проекта реализовано, то это уже большое достижение. Мы довольны, что в нашем случае бОльшая часть наших идей реализовалась.
5 советов тем, кто работает с масштабным пространством на базе бывшего завода.
- Качество проекта во многом зависит от того, как выстроен процесс работы. коммуникация с жителями, партнерами, заказчиком. Хорошо налаженный процесс позволяет избежать большого количества проблем с самого начала.
- Сохранение и переработка исторических элементов, чтобы рассказать об истории места и сделать его уникальным.
- Работа параллельно над программой и архитектурой позволяет понять, как люди будут использовать пространство и какие требования к пространствам у будущих резидентов и партнеров.
- Проектировать не просто здание, а городскую территорию.
- Придумывать полноценную экосистему пространств и функций.