Сделать религию популярной: розовая христианская церковь в Китае
С момента постройки в 1938 году церковь в китайском городе Фучжоу (Huaxiang Church) была свидетелем многих городских преобразований: от десятилетий упадка до нового возрождения, а с ним и огромного притока правоверных христиан. Чтобы вместить всех, к церкви решили пристроить еще одно здание с просторным холлом внутри – ярко-розового цвета.
Проект доверили архитектурной студии Inuce. Основанная в Китае, сегодня она работает по всему миру, а один из офисов компании базируется в Швейцарии. Архитекторы спроектировали общий спроектировала церковный зал и общественный центр – теперь посещать службу может на 1500 человек больше. Кроме того, появилось два дополнительных пространства для разных нужд – каждое вмещает до 500 человек, – репетиционный зал для хора, классный комнаты для учеников воскресной школы и офисы для работников церкви.
Когда 80 лет назад церковь только построили, ее шпиль был отчетливо виден на фоне невысоких одноэтажных домов. Со временем город застроили плотнее, и теперь церковь окружена высокими офисными зданиями и однотипными блоками домов. Так что помимо функциональной необходимости, задача нового здания состояла еще и в том, чтобы вернуть церкви ее исключительное место в городской среде. Отсюда – ярко-розовый цвет и сложная форма здания, зарифмованная с окружающими домами и символизирующая гармонию высокого и низкого, современного и традиционного, восточного и западного.
«Проект нового здания был задуман, как символ тех изменений, которые происходят в церковной среде и должен был сообщить о них городским жителям, – говорит Дирк У. Мёнх, креативный директор Inuce. – Если раньше в церковь ходили в основном пожилые люди, сейчас комьюнити Huaxiang Church составляют в основном активные молодые люди». По мнению архитектора, новое поколение заинтересовано не только в том, чтобы сохранить свое наследие, но и в том, чтобы перевести его в форму, которая бы отражала новую реальность, активными участниками которой они являются.
Крыша новой церкви – взлетающие вверх и срывающиеся вниз гиперболы. Они символизируют, во-первых, непрерывное движение и развитие, а во-вторых, – изменяющийся ландшафт города, где среди невысоких жилых домов вырастают большие офисные центры. По мере приближения к историческому корпусу церкви парабола ползет вниз – чтобы новое здание не возвышалось над старым, а органически примыкало к нему. Фасад новой церкви выложен галькой – в старинной технике, типичной для исторической архитектуры этого региона, но теперь почти полностью утраченной и забытой. Галька на фасаде имеет и сакральный смысл. Она отсылает к другому значению слова «церковь», которое означает не здание, а сообщество христиан. А еще галька приятная на ощупь и рождает приятные тактильные ощущения – достаточно провести по теплой стене рукой. С точки зрения эстетики она демонстрирует простую красоту, которую можно обнаружить в традиционных материалах и методах рукоделия. С точки зрения религии, это может воплощать идею о награде, которую мы получаем в смирении – самая простая вещь вдруг оказывается драгоценной.
Визуально молодой и энергичный розовый цвет дополняет выдержанную серьезность гранитных блоков на фасаде старой церкви и выражает смену поколений и развитие конгрегации. креативный директор Inuce Дирк У. Мёнх
Чтобы усилить роль церкви как городского центра, архитекторы построили на крыше два больших амфитеатра под открытым небом. Из соседних зданий религиозная направленность сооружения не считывается, а вот единство ландшафта – вполне. Таким образом новая церковь воплощает те изменения, которые произошли с китайской христианской церковью: когда-то это были вынужденные скрываться небольшие группы людей, а теперь – люди, которые хотят, чтобы их увидели, хотят быть открытыми миру. Результат на лицо: спустя несколько месяцев с окончания работ новый общественный центр уже стал популярным местом горожан и смотровой площадкой, откуда можно наслаждаться прекрасным видом на исторический район.