![Искусство впечатлять: что такое арт-инсталляции и как они воздействуют на зрителя Искусство впечатлять: что такое арт-инсталляции и как они воздействуют на зрителя](/upload/images/post/post_5531.jpg?1601017668)
Искусство впечатлять: что такое арт-инсталляции и как они воздействуют на зрителя
Инсталляция — достаточно молодой и не до конца сформулированный жанр. Искусствоведы считают, что инсталляция впервые появилась во второй половине XX в. В истории развития жанра упоминают деятельность дадаистов во главе с Марселем Дюшаном, созданные им работы в жанре реди-мейд, конструктивистов во главе с Владимиром Татлиным, Аллана Капроу, работы которого считаются непосредственно предвосхитившими жанр.
sphera.design студия интерактивного дизайна, арт-инсталляций для общественных пространств, мероприятий и брендов
@sphera.design
В 1958 году Аллан Капроу создавал работы, основанные на вовлеченности зрителей, обозначив это термином «environment» («окружающая среда»), чтобы описать некие преобразованные внутренние пространства. Об этом упоминает и российский ученый В.А. Крючкова: «На раннем этапе инсталляция чаще всего представляла обширную скульптурную композицию, окружающую зрителя». Аллан Капроу рассматривал среду как трехмерный пространственный объект, в который аудитория может войти и повлиять на процесс, тем самым, максимально вовлекая аудиторию, не давая ей остаться равнодушной.
Ранние инсталляции Аллана Капроу
Обычно инсталляция занимает большой объем пространства или увлекает зрителя какими-то особыми свойствами — например, визуальными эффектами. Она часто создается специально для конкретного пространства: музея, галереи и других общественных локаций (произведения, которые представлены ВНЕ интерьера, называются паблик-арт, ландшафтные инсталляции). Инсталляции — это концептуальные модели, они создают вокруг себя широкое поле смыслов, в рамках которого могут взаимодействовать различные концепты, привнесенные из визуального искусства, архитектуры, культуры, из исторического или современного контекста.
![TeamLab](/upload/images/post/post_5531_g4.jpg)
Инсталляция Athletics Forest, TeamLab
![Chiharu Shiota](/upload/images/post/post_5531_g5.jpg)
Инсталляция Chiharu Shiota
Инсталляция даже предназначена для того, чтобы зритель с ней взаимодействовал: будто бы дистанция между искусством и человеком отсутствует, что гораздо глубже погружает зрителя в произведение и создает новый тип отношения между творцом, искусством и зрителем. Инсталляция создает принципиально новое как пространство, так и ощущения, которые невозможно испытать в привычном контексте.
![Anish Kapoor](/upload/images/post/post_5531_g6.jpg)
Инсталляция «Убежище», Anish Kapoor
![Hubris, Atë, Nemesis от Wade Kavanaugh и Stephen B. Nguyen](/upload/images/post/post_5531_g7.jpg)
Hubris, Atë, Nemesis от Wade Kavanaugh и Stephen B. Nguyen
Этот жанр не всегда стремится понравиться зрителю. Как и многое в современном искусстве, инсталляция хочет сделать вызов, обратиться к человеческим эмоциям, как к позитивным, так и негативным. Как оценить, насколько инсталляция «удачна»? Согласно словам профессора Дженнифер Гонсалес: «Как и любое современное искусство, хорошая инсталляция меняет образ того, как мы видим, чувствуем или думаем о мире вокруг нас».
Знаменитые художники в жанре инсталляции
Яёи Кусама – яркая персона и современная художница из Японии. Известна своей активной творческой деятельностью и большим списком выставок и временных инсталляций.
Успех пришел к Яёи еще в 50-х годах прошлого века, и сейчас она одна из самых известных художниц Японии. Недавно ее включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Кусама вовлекает зрителя в свои проекты, создавая неординарные миры, часто используя в своих работах точки разных размеров и цветов.
Ай Вэйвэй – китайский современный художник и архитектор, куратор и критик, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse».
Вэйвэй активист борьбы за права человека, который публично демонстрирует неприязнь к китайскому правительству. Художник создаёт тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих сегодня в Китае.
Олафур Элиассон — современный датско-исландский художник, мастер создания исключительных визуальных впечатлений. Его инсталляции всегда неординарны и взаимодействуют со светом, температурой воздуха, ветром и водой. Одна из главных тем его творчества – экология.
Аниш Капур – британско-индийский скульптор, член группы «Новая британская скульптура», лауреат Премии Тернера, член Британской королевской академии художеств. Капур стал известен в начале 1980-х как один из членов группы «Новая британская скульптура». Его проекты, как правило, просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. В своих инсталляциях Аниш Капур часто использует зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение.
Почему инсталляции создают такое сильное впечатление на зрителя? На это есть три причины: критическое мышление, вдохновение и эмоции. Авторы высказываются о глобальных проблемах красивым поэтичным языком. Часто инсталляции выдергивают человека из рутины и вбрасывают неожиданную мысль, оценку или идею: они присутствуют вне контекста музея, их можно встретить в торговых центрах, аэропортах и прочих публичных пространствах, где человек не вполне привык ожидать искусство.