Арсений Мещеряков об универсальных компетенциях дизайнера и неразрывной связи образования и технологий
Арсений Мещеряков — руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, создатель дизайн-бюро Agey Tomesh и «Книги WAM». В Школе дизайна открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования, а также детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям. Среди них — дизайн, мода, современное искусство, анимация и другие.
Хороший дизайнер должен уметь работать в нескольких направлениях, стараться использовать свои навыки для создания проектов на стыке разных специализаций.Арсений Мещеряков руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ
Безусловно, каждая отдельно взятая дизайн-школа сегодня задается разными вопросами, которые зависят прежде всего от уровня развития образовательного учреждения. Мы в Школе дизайна НИУ ВШЭ стремимся создавать экспертную площадку по разработке новых образовательных программ в различных направлениям дизайна — это наш главный фокус. Проектный подход к образованию и инновационные цифровые технологии позволяют всем четырем кампусам Вышки в России и совместной с армянским вузом (РАУ) программе в Ереване сотрудничать между собой в области образования.
Наша главная задача в контексте содержания программ и развития концепции дизайн-образования состоит в том, чтобы студент как можно раньше включался в реальную дизайн-индустрию, создавал в процессе обучения востребованные рынком продукты или даже стартапы. Все наши диджитал-модели, в том числе цифровое портфолио, сводятся к стремлению стать «бизнес-инкубатором». Чтобы каждый, кто поступает в Вышку, смог начать профессиональную карьеру уже в процессе обучения.
Что касается специализации в дизайне, то, с одной стороны, она становится неизбежной. С другой стороны, хороший дизайнер должен уметь работать в нескольких направлениях, стараться использовать свои навыки для создания проектов на стыке разных специализаций. Ведь там интереснее всего. А вот универсальными компетенциями для всех специализаций, на мой взгляд, должно быть системное и концептуальное мышление, выраженное в том числе в способности самостоятельно работать не только с визуальной, но с контентной составляющей проекта — смыслом, текстами, структурой и содержанием.
2020-е с самого начала оказались сложными. Сначала пандемия, за время которой мы научились работать дистанционно и в итоге создали успешный дистанционный бакалавриат. Затем новые сложности и проблемы, которые заставляют нас еще больше думать о международной конкуренции за студента и в итоге повышать качество наших программ и их ориентацию на международные рынки. Несмотря ни на что, мы стараемся мыслить глобально.
Абитуриенты приходят к нам, чтобы учиться. Поэтому в рамках творческого конкурса мы в первую очередь оцениваем оригинальность, яркость, мотивацию, талант человека, а не какие-то навыки. Навыки и знания мы дадим.
Дизайн-школы должны стремиться к тому, чтобы не быть закостенелыми. Важно, чтобы программы обновлялись стремительно, а среди преподавателей присутствовали практикующие представители индустрии. Взрослые профессионалы «старой школы» тоже нужны, но они должны быть современными и опытными арт-директорами, то есть людьми, управляющими творческими студенческими проектами.
Сегодня образование невозможно отделить от технологий. Мы учим современным программам, применяем их, живем в цифровой среде цифрового кампуса, продаем цифровые проекты и изображения. Технологии везде, они быстро развиваются, и при этом наша задача — так же быстро бежать, чтобы оставаться в контексте. Как часть исследовательского вуза Школа дизайна имеет еще и дополнительную возможность и задачу — развивать технологии. Бывает сложно, но мы уделяем этому очень много времени. То же наше цифровое портфолио — это высокотехнологичный продукт, у которого, уверен, большое будущее.
Студентам, которые только начинают свой путь в профессии, важно выбирать такие школы, где само обучение — это уже профессиональная деятельность. К примеру, у нас студент реализует минимум восемь проектов в год. Он не может сдать сессию (а их в Вышке четыре), не разработав проект. Таким образом уже к середине второго курса студент формирует неплохое публичное профессиональное портфолио. Сегодня мы уделяем все больше внимания навыкам продвижения такого портфолио, то есть маркетингу. Ведь конкуренция в мире растет и будет расти. Производительность труда увеличивается и, чтобы быть успешным, надо быть эффективным. Эффективным в скорости создания проекта, эффективным в продвижении себя или своего продукта на рынке, эффективным в придумывании идей. Чтобы начать, достаточно поступить в правильный и качественный вуз, а чтобы успешно продолжить, нужно научиться эффективности.