Контекстуальный дизайн: укорененность в среде и ответ быстрому ритму жизни
В эпоху, когда устойчивость и гармония с окружающей средой становятся ключевыми составляющими в архитектуре и дизайне интерьеров, набирает популярность концепция контекстуального дизайна. При этом в индустрии существуют и другие понятия, которые обращаются к связи объекта с природой или местом его создания, — биофильный и локальный дизайн. Вместе с экспертами разбираемся, в чем отличия каждого из этих терминов и как популярная в мире концепция contextual design воплощается в жизнь.
Анастасия Калитадиректор по развитию компании Фикус, эксперт в области well-being
Алексей Сандугенеральный директор, сооснователь и главный архитектор бюро АРХИСТРА
Юлия Тряскинаруководитель и партнер UNK interiors
Различия биофильного и локального дизайна
Биофильный дизайн отвечает за реализацию эволюционно обоснованной потребности человека в контакте с живой природой: растениями, естественным освещением, натуральными формами и материалами. Элементы природы совершенно не обязательно должны быть связаны с окружающей местностью: наоборот, это может быть искусственный водопад среди пустыни или тропический лес в здании за полярным кругом.
«Озеленение — не просто тренд, а неоценимая польза для всех, что доказывает огромное количество научных исследований. Следует начать с очевидной пользы здоровью: растения влияют на снижение уровня некоторых загрязняющих веществ, очищая таким образом воздух в помещениях и работая как естественный фильтр в городской среде.Думаю, все замечали, что в «зеленом» офисе гораздо комфортнее решать творческие задачи и генерировать новые идеи. Это можно связать также с теорией биофилии, согласно которой люди инстинктивно ищут связь с природой. Многие гораздо лучше чувствуют себя в горах, лесах, на море или в окружении красивых природных пейзажей — это и объясняет более высокую продуктивность у сотрудников, находящихся в таком «зеленом» рабочем пространстве. С интеграцией элементов озеленения в интерьер связан также функциональный аспект. Россия в этом плане не отстает от других стран: архитекторы уже давно умеют не только впечатлять различными приемами озеленения и флористики, но и зонировать рабочие места и пространства или создавать шумоподавляющие зоны в офисе», — комментирует Алексей Санду.
Локальный дизайн фокусируется на использовании местных материалов и технологий, что помогает снизить транспортную нагрузку, а значит и углеродный след при строительстве здания. Материалы в этом случае могут быть как натуральные, так и синтетические, если это помогает адаптировать объект к местному климату. Локальный дизайн в целом очень похож на контекстуальный, однако второй охватывает более широкий спектр характеристик и не ограничивается использованием только лишь местных материалов и технологий.
Что такое контекстуальный дизайн
Определение контекстуального дизайна (с англ. contextual design) скрыто в самом названии: понятие предполагает, что мы встраиваем объект в контекст, сосредотачивая внимание на гармоничном взаимодействии с окружающей средой, культурой и историей местности. Связь может быть выражена по-разному: форма, отсылающая к окружающему ландшафту, использование местных материалов и декоративных решений, отражающих культурное наследие и природу региона, а также адаптация к окружающим климатическим условиям. То есть биофильный дизайн вполне способен служить созданию контекстуального, но последний также может быть реализован и без использования большого количества природных элементов, «играя» на исторической или культурной связи с местом.
Одна из важнейших характеристик контекстуального дизайна — его встраиваемость в окружающий ландшафт: будь то горы, пустыня или плотная городская застройка. Для этого в первую очередь используются форма и цвет здания.
К примеру, в городе объект должен быть сомасштабен другим строениям, а на природе иметь не слишком геометрическую композицию, которая плавно перетекает в окружающую среду.
«Когда мы работаем над городскими проектами, нам нужно, чтобы человек чаще менял свою «точку взгляда». Чем дальше у него есть возможность смотреть, тем быстрее он адаптируется к окружающему пространству. Одно дело — смотреть на белую стену, и совсем другое — наблюдать за растением. Поэтому мы всегда стараемся ставить такие точки в интерьере, куда можно, что называется, бросить взгляд. Если нет возможности это сделать в офисном пространстве, то можно реализовать такой прием за окном. Например, в случае городской площади — создать оазис, который станет точкой притяжения для прохожих. Всегда существует баланс двух пространств, и это очень интересная часть нашей работы.У нас есть проект, предполагающий реализацию большого многофункционального пространства. Это площадка, которая работает как для города, так для сотрудников и посетителей. С одной стороны, она рассказывает о достижениях компании-заказчика, а с другой — с нее открывается панорамный вид на реку. Таким образом у людей, которые смотрят на объект с другого берега или проплывают мимо на корабле, возникают ассоциации с висячими садами Семирамиды», — рассказывает Юлия Тряскина.
Связь с местностью
Озеленение, отсылающее к природе края, помогает создать новые ощущения и дополнительные визуальные эффекты в пространстве. Это могут быть зеленые стены, фасады и крыши, а также внутренние парки.
Лаунж-зона Kainuu. Фото: Helsinki Airport
Игра с контекстом часто используется в локациях, где регулярно появляются новые, ранее незнакомые с ними люди: например, в аэропортах и отелях. Так, в хельсинском аэропорту есть лаунж-зона Kainuu, представляющая собой летний лес с поющими птицами и рыком медведя. Пол в ней покрыт искусственным мхом, а мебель сделана из деревьев, поваленных ураганом в местных лесах.
Отель Mirrorcube. Фото: Tham & Videgård Arkitekter
Интересный прием, позволяющий зданию слиться с природой, использовали в отеле Mirrorcube в Швеции, расположенном в доме на дереве. Домик покрыт зеркальными панелями, что делает его совершенно незаметным в лесу. Кстати, в России под Пятигорском тоже есть подобный проект — небольшой модульный дом с зеркальными стенами, благодаря которым он буквально растворяется в окружающем ландшафте.
California Academy of Sciences, проект Renzo Piano Building Workshop и Stantec Architecture. Фото: Tim Griffith
Ярким примером контекстуальной архитектуры, отражающей экологическую осведомленность, можно также назвать штаб-квартиру Калифорнийской академии наук, расположенную в Сан-Франциско и получившую сертификацию LEED. Знаковая особенность объекта — «живая крыша» с несимметричными изгибами, покрытая 1,7 миллионами местных растений, высаженных в биоразлагаемые контейнеры из кокосового волокна. Плоская у периметра форма крыши плавно переходит в серию волнистых куполов разных размеров, создавая естественный ландшафт.
Офис бюро Selgascano. Фото: Iwan Baan
В офисе архитектурного бюро Selgascano, расположенном в лесу около Мадрида, слияние с пейзажем реализовали другим образом. Помещение представляет собой прозрачный туннель, в котором сотрудники чувствуют себя частью окружающей природы.
На постсоветском пространстве контекстуальная архитектура тоже развивается, причем весьма активно. Из примеров последних лет можно выделить аэропорт в Симферополе, отражающий природу южного полуострова. Его форма представляет собой волну, которая переходит в зеленые волны ландшафтного парка с представителями местной флоры. Другой объект, реализованный в традициях контекстуального дизайна, — новый терминал аэропорта в Новом Уренгое. Он выполнен в виде чумов — традиционных жилищ местных оленеводов. Торговые зоны внутри отделаны мхом, а в пол вмонтированы ниши с образцами драгоценных и полудрагоценных камней, которыми славится регион.
Бизнес-зал «Северное сияние» в аэропорту Нового Уренгоя. Фото: Дмитрий Чебаненко
Бизнес-зал, лишенный панорамных окон, отличается уникальной инсталляцией: алюминиевые цепи и подсветка создают эффект полярной ночи со звездами и северным сиянием.
«Еще один проект, основной задачей в котором стала интеграция природных элементов в интерьер, стал отель Манжерок на Алтае. Переступая границы комплекса, гости окунаются в нетронутый уголок леса, в который при этом гармонично вписаны все инфраструктурные объекты и малые природные формы», — дополняет Алексей Санду.
В качестве декоративных элементов здесь используют коряги Driftwood, украшенные стабилизированными ветками можжевельника. Так называют дерево, выброшенное в море горными реками, но здесь его элементы напоминают зимний алтайский лес.
«Мы живем в период постоянно меняющейся картинки и высокого уровня стресса. Жизнь человека ускоряется, поэтому та самая “природность”, которую мы вносим в общественные пространства, –– это в первую очередь психосоматическая вещь, позволяющая зафиксировать обстановку вокруг, остановиться и сменить фокус. Пока мы все дышим кислородом, не думаю, что у нас отпадет желание увидеть какую-то часть природы в наших пространствах», — добавляет Юлия Тряскина.
Концепции контекстуального, биофильного и локального дизайна с каждым днем становятся все более актуальными. Элементы подражания окружающей среде и природные части интерьера — не просто зарождающийся тренд, а целое направление, которое отвечает человеческим потребностям и, насколько можно судить, переживет многие сиюминутные веяния моды в архитектуре и интерьерном дизайне.
На обложке: модульный домик под Пятигорском, проект бюро BAUS.pro и ARCHPOINT. Фото: Настя Конник.