Дизайн эмоций. Как меняется дизайн в эпоху экономики впечатлений
Дизайн неразрывно связан с культурой потребления. Поэтому изменения в экономике влекут за собой изменения и в дизайне. Если ранее ключевым элементом экономики было сырье, далее продукт, затем услуга, то теперь все говорят об экономике впечатлений. По словам Нилуфар Шариповой, в прошлом директора по маркетингу концерна Procter&Gamble, руководителя по рекламному консалтингу в Лондоне, тренд в рекламе 2020 — это эмоции. И в дизайне это становится очень заметно.
sphera.design студия интерактивного дизайна, арт-инсталляций для общественных пространств, мероприятий и брендов
@sphera.design
В классическом понимании дизайн работает с культурой мейнстрима. Дизайнер проектирует ежедневную жизнь каждого человека: от объектов, используемых в быту, до пространств и графики, которая нас окружает. Поэтому в современном представлении о дизайне, считается, что утилитарность, удобство, простота – основные критерии оценки проектирования.
Hôtel Dupanloup in France by Studio Makkink & Bey
Если дизайн жилого пространства все ещё больше похож на стилизацию: будь то минимализм или ар-деко, классический или скандинавский стиль, где есть несколько типов ожидаемых форм, и с каждым новым годом или новым трендом редко встречается что-то принципиально новое, то в общественных пространствах ситуация обстоит иначе.
Euphoria Retreat - коллаборация между Natalia Efraimoglou & Partners и DecaARCHITECTURE
Первыми к изменениям идут магазины, торговые центры, рестораны и кафе. Помещения общепита долгое время следовали той же концепции стилизации, но в последнее время мы встречаем все больше примеров пространств, где люди «путешествуют» не по эпохам или стилям разных стран, а погружаются в принципиально новые спроектированные миры. Недостаточно сделать качественный дизайн с соблюдением всей функциональности и приятным глазу интерьером — люди хотят получить впечатления, а собственник бизнеса – больше сториз с отметкой геолокации.
Elle Decor Grand Hotel 2019, Matteo Thun & Partners
Одним из первых изменился дизайн торговых пространств (а именно — визуальный мерчендайзинг). Здесь главный фокус всегда ставился на впечатления человека: на привлечение внимания проходящего мимо витрины потенциального покупателя есть считанные секунды. И главная задача витрины – остановить, вдохновить, удивить и пригласить его зайти в магазин.
Следуя цели проектировать впечатления, дизайн входит в тесный контакт с миром искусства. Получается новый симбиоз, который мы видим как на неделях дизайна, где экспонируется искусство, так и в галереях, где экспонируется дизайн. Для того, чтобы говорить о теме влияния искусства на дизайн необходимо определить, чем они отличаются друг от друга. В отличие от дизайна искусство концептуально, дизайн же в первую очередь утилитарен. Теперь дизайн зачастую уступает в функциональности, уделяя больше внимания эмоциям: торговые пространства теряют во вместимости в пользу эффектных инсталляций, рестораны – уступают количестве посадочных мест, а цвета выбираются уже не исходя из восприятия, а в пользу трендов.
ONE-OFF BRESCIA, DIMORESTUDIO с Paola Pansini
Недостаточно просто разместить предмет искусства в пространстве. Само пространство становится предметом искусства. Дизайнеры обращаются к художественным приемам, ставят не просто задачи, как принято в проектной деятельности, а продумывают концепцию, где образ или впечатление могут занять место важнее, чем утилитарность.
Enter Projects Asia для Vikasa