Гори ясно: как выбрать освещение для сада
Сегодня отдых на природе – едва ли не роскошь, а каждая встреча с любимым садом – подлинное счастье. Создавая сад, дизайнер изо всех сил пытается организовать небольшой рай на земле, кропотливо выстраивает сцену за сценой, искусно расставляет акценты на каждый сезон и даже на время суток. Свет в создании образа имеет огромное значение: о том, как грамотно подойти к его проектированию, нам рассказала ландшафтный дизайнер Татьяна Лебедева.
Татьяна Лебедева — практикующий ландшафтный дизайнер, преподаватель курса «Ландшафтное проектирование» в школе «Детали», руководитель компании FORREST (Россия, Москва).
Образ сада
Это удивительно, до какой степени у каждого индивидуальное и непредсказуемое видение сада. Один, независимо от размера участка, соотносит его с парком, и видит как безопасное хорошо освещенное пространство, в котором спокойно не только днем, но и ночью. Другой предпочтет наделить сад свойствами чудесного леса – драматичного и загадочного. Найти образ, который подойдет к архитектуре дома и непременно отзовется в сердце хозяина, – такой я вижу задачу дизайнера. Начинается работа всегда с обсуждения стиля и атмосферы, которую желательно создать освещением. Куда склонится выбор хозяина: к ясности или загадке, предпочтет ли он осветить весь сад, не оставив темных закоулков, или решит оставить в нем немного загадочности?
Освещение сада-парка будет добротным и техничным: свет должен включаться с наступлением темноты или с приближением человека – в какой зоне парка ни оказался бы хозяин, он должен везде чувствовать себя в полной безопасности. Освещение таинственного сада более изобретательно. Красоту в этом случае подчеркивают отдельными световыми пятнами и линиями, они добавят пространству объема, глубины и мистики. Если на участке есть водный объект, стоит подсветить и его: во-первых, это хорошая возможность добавить волшебства, а во-вторых, это полезно из соображений безопасности.
Уличные светильники Santorini барселонского бренда Marset
Работа с зонами освещения
Далее определяемся, для каких зон сада выбираем светильники. От этого будет зависеть их мощность и конструкция, угол освещения, направленность света — концентрированный он будет или рассеянный. Те зоны, что будут использоваться наиболее активно, стоит освещать сильнее, но в пределах разумного, конечно, иначе пропадет уют, а яркий свет, скорее всего, будет мешать еще и соседям. Умеренная яркость достигается, в первую очередь, количеством светильников, мощностью ламп, но удобно использовать и диммеры – регуляторы мощности.
Чтобы осветить дорожки, используется нерезкий рассеянный свет. Его дают, например, высокие светильники, но они далеко не всем нравятся, и, к тому же, довольно нелепо смотрятся на маленьких участке. Отсюда важное правило: расстояние светильников и их высота будут зависеть, в первую очередь, от пропорций. Соотнесите размеры участка, дома и самого светильника – все должно быть соразмерно.
С наступлением темноты начинается работа невидимых глазу акцентных светильников. С помощью такого освещения можно создавать почти театрализованные световые эффекты. Акцентным светом можно подсветить, например, живописный кустарник или изысканное ветвление дерева. Можно выделить ствол (тогда светильник нужно располагать внизу как можно ближе к стволу) или крону. Подсветка сада бывает и контурной (тогда свет, установленный за объектом, подчеркнет его силуэт) или фронтальной, если хочется добавить пятно цвета.
Разумное потребление
Очень важный фактор, который стоит учитывать, проектируя освещение в саду, – это затраты на электроэнергию и существующая мощность электроэнергии на участке. К счастью, люди сейчас перестали пускать пыль в глаза и уже не стремятся перещеголять соседа по яркости жизни. Все становится разумнее, в том числе и подход к освещению. Как никогда активно развиваются технологии и решения, направленные на экономию энергии, ее разумное потребление. Важные помощники в этом случае – различные датчики. Они включат свет только по необходимости, например, с наступлением темноты или с приближением человека. Кроме того, активно используются светильники на солнечных батареях.
Лампы из коллекции Butler, Арик Леви для Delta Light
Внешний вид
Не забываем, что всякий светильник «работает» не только ночью, но и днем. Если ночью это просто источник света, то днем он является малой архитектурной формой и участвует в создании ансамбля. А в холодный сезон, когда растения не на пике декоративности, внешний вид светильника становится архиважным: именно он «держит» атмосферу участка. Поэтому, конечно, светильник должен отвечать стилистическому решению всего сада и вторить архитектуре дома.
Самым популярным стилем садового светильника по-прежнему остается классический. Лучшие, на мой взгляд, образцы делают в Великобритании, и это настоящие объекты искусства, идеальные элементы стиля. Стоимость таких предметов, правда, соответствующая, но есть и реплики по более доступной цене. За классикой следует так называемая «новая классика», в ней меньше декора, это скорее напоминание о высоком стиле. Такой свет очень «выручает», когда нужно вписаться в более скромный бюджет. Следующая большая линейка светильников – минималистические и футуристические. Они, как правило, имеют упрощенные формы – цилиндры, кубы, параллелепипеды – и выполняются из серебристого или черного металла. Ими идеально подчеркивать архитектуру, выросшую из советского конструктивизма – она состоит из сопряжения простых объемов.
Кроме традиционных уличных светильников, сейчас, появились необычные садовые объекты. Это светящиеся фигуры: шары, кубы, гигантские настольные лампы, стилизованые человеческие или звериные фигуры и т.д. Их, правда, трудно классифицировать как светильники: непонятно, какую подсветку они дают. Это скорее эффектные арт-объекты, а иногда и садовая мебель.
Светильники Винсента ван Дуйсен для Flos
Материалы
Чаще всего уличные светильники делают из металла (хромированного или патинированного) и стекла (матового, чтобы свет не бил в глаза), но и здесь есть мода, тенденции и тренды. Сегодня фаворитом является кортен. Это металл, внешне он напоминает состаренное железо, но, к счастью, совершенно не разрушается от атмосферных осадков. Светильники из кортена выглядят довольно брутально и основательно, они отлично сочетаются с рустикальными фактрурами и натуральным камнем.
Большинство брендов освещения outdoor сконцентрировано в Европе, хотя есть российские производители, которых уже не отличить от европейских.
О качестве и выборе
Выбор светильника для сада – серьезная задача. В отличии от интерьерных ламп, нагрузка на них куда более высокая: они должны легко выдерживать низкие температуры, высокую влажность и ветер. Некачественное изделие, к сожалению, полностью выходит из строя за пару сезонов, к тому же является постоянным источником опасности. Поэтому мой совет будет традиционным: «Покупайте качественное и не торопитесь».
Фото на обложке: Rina Pitucci