Инвестиция в искусство: как выбрать картину в интерьер
Искусство и дизайн всегда стоят где-то рядом, но когда речь идет об интеграции предметов искусства в интерьер, сталкиваются вплотную. И здесь возможны два пути: либо гармоничное сочетание, либо – противостояние. О том, что искусство в личном пространстве – глобальный тренд, который только приходит в Россию, мы уже писали. Теперь разбираемся в тонкостях рынка вместе с Тамарой Веховой, искусствоведом, директором арт-галереи «Здесь» и лектором школы-студии дизайна интерьеров «Детали».
Сколько стоит искусство и стоит ли в него инвестировать
Стоимость произведения искусства – это вполне себе понятный и объективный показатель. На произведения тех художников, которые уже давно есть на рынке, в музеях или в большом количестве собраний, цена формируется исходя из перепродаж этих работ на аукционах. Существуют специальные интернет-ресурсы, по которым можно отследить историю продаж картин.
Тем не менее, рынок искусства очень сложен в своем устройстве, и в этом есть как плюсы, так и минусы. Сейчас на рынке сложилась довольно приятная атмосфера для потенциальных покупателей: все очень хорошо договариваются между собой. Главное – найти свою вещь, своего художника. Несмотря на то, что на 100 процентов от тех же подделок никто не застрахован, даже музеи и крупные коллекционеры, люди, которые могут себе это позволить, продолжают собирать собственные коллекции. Это не только интересное хобби, увлечение и страсть, это очень хорошая инвестиция, а риски есть во всех сферах жизни.
Покупка любой картины определенного уровня должна сопровождаться рядом документов. В числе официальных бумаг – экспертное заключение искусствоведа, который имеет надежную репутацию в обществе. Когда речь идет о действительно дорогих приобретениях, стоимость которых, условно говоря, превышает 20 тысяч долларов, есть смысл обратиться за экспертизой в НИНЭ им.Третьякова, экспертное бюро при ГТГ.
Приобретать молодого автора с мыслью о том, что он станет дороже, очень рискованно. Единственное, что действительно имеет очевидную ценность, это работы художников, которые есть в музейных собраниях. Если художник зафиксирован в нескольких, желательно не меньше трех, крупных музеях, и у него есть более-менее солидный список выставок, он, как минимум, не будет терять в цене. Насколько он будет расти, напрямую зависит от того, насколько активно он присутствует на аукционах. На русском портале Artinvestment публикуют много информации об итогах аукционов и прогнозах на ближайшее время. Собственно говоря, аукционные продажи и наличие работ в музеях – это 50, даже 70 процентов успеха.
Как отличить искусство от «пятна на стену»
Отличить настоящее искусство от, что называется «пятна на стену», новичку довольно сложно. Конечно, все весьма субъективно. Но такой критерий, как наличие работ художника в музейных и известных частных собраниях, не стоит недооценивать. При этом если автор активно продается, есть во всех интерьерах и в то же время его работ нет на серьезных выставках, это совершенно четко говорит только о коммерческой ориентированности художника.
Искусство на стенах говорит о многом, оно транслирует вкус хозяина дома.
Если в гостях окажется человек, который хоть немного разбирается в предмете, и увидит на стенах картины, подобные тем, что продаются в павильонах на Крымском валу, он поймет, что, несмотря на наличие денег и дорогой интерьер, человек ни в искусстве, ни в культуре ничего не понимает. С другой стороны, в квартире может быть очень скромная обстановка, в которой использована одна хорошая вещь – акварель Бенуа, например. Это довольно доступная вещь, которую любой человек может себе позволить, вкладываясь в ремонт. Она выглядит весьма презентабельно, как минимум потому, что Бенуа есть во многих музейных собраниях, это легендарная личность. Самое важное в процессе приобретения искусства – изначально грамотно поставить задачу перед галеристом и сразу обозначить бюджет. Тогда и результат будет достойным.
Беспроигрышные художники и их работы
Очень красивые и одновременно узнаваемые картины и графика Маревны могут стать достойным началом коллекции. Эта художница разработала собственный стиль, объединив пуантилизм с кубизмом. К тому же это легендарная личность: она входила в близкий круг Пикассо, Модильяни, Шагала, была любовницей Диего Риверы, у них родилась общая дочь. При этом ее работы в общем-то доступны по ценам. Александр Бенуа – прекрасный акварелист, он много рисовал, когда путешествовал по Европе. Это важнейший персонаж русской истории: он был главным художником при русских сезонах Дягилева, занимался всей сценографией знаменитых балетных постановок, написал многотомную «Историю русского искусства». Приятно, когда у тебя висит акварель, вокруг которой можно выстроить камерную лекцию. Абстракционисты Андрей Ланской, Леон Зак – две очень интересные фигуры. Они, опять же, доступны по стоимости (если вам не по карману живопись, вы можете приобрести их печатную графику) при том, что присутствуют в коллекциях Tate Modern и Центра Помпиду.
Это очень большое удовольствие – заниматься искусством, владеть искусством. Узнав про контекст, про эпоху, в которую произведение было сделано, ты понимаешь, почему оно именно такое, какое оно есть. Когда ты знаешь художника, его историю, для тебя картина на стене обрастает некоторой легендой. Эта легенда – то, за что платят деньги. Люди платят за легенду о Ван Гоге и его отрезанном ухе, за легенду о великом Сезанне, который придумал рисовать пейзаж в виде треугольничков и перевернул историю искусства. Исторический контекст создает часть стоимости.