Исторический момент: главные события, изменившие мир дизайна
Мир меняется только тогда, когда человек начинает мыслить по-новому. И это всегда гораздо сложнее, чем придумать новый орнамент и форму подлокотника, рисунок маркетри или технику инкрустации. Ведь форма может быть какой угодно – самые важные изменения и открытия случаются в области смысла и содержания, а прорывы характеризуются применением новых техник и подходов к производству, открытием новых материалов и областей их применения.
Приглашенный редактор Виктор Дембовский рассказывает о главных событиях в истории интерьерного и предметного дизайна, а Марина Ширская, Ольга Розет и Маргарита Морозова дополняют эти наблюдения своими.
Виктор Дембовский — о главных событиях в истории интерьерного дизайна
Виктор Дембовский дизайнер интерьеров, историк архитектуры и дизайна, преподаватель
1860-е годы — появление полноценных ванных комнат с водопроводом. Трудно поверить, но до этого времени слуги состоятельных людей прилагали много усилий, поднимая горячую воду из подвала на второй этаж, где, как правило, находились жилые помещения. Обычные же горожане мылись редко и по очереди в чугунных ваннах, стоящих непосредственно в жилой комнате. Даже после того, как свершилось это чудо прогресса, наличие ванной комнаты еще долгое время считалось делом вкуса, а в повсеместный обиход она вошла лишь в середине XX века.
1883 год — Томас Твайфорд представил полноценный прототип современного унитаза, единую конструкцию из чаши и гидрозатвора не из металла, а из куда более эстетичного и гигиеничного фаянса. Приспособление под названием Unitas было оборудовано верхним бачком, а также подъемным деревянным сиденьем. В 1884 году этот предмет стал настоящей сенсацией на международной выставке в Лондоне, посвященной здравоохранению. Именно эта модель и определила облик современного унитаза.
В 1889 году — появились душевые кабины, оснащенные душевой лейкой, которая давала возможность принимать вертикальный игольчатый душ. Это был примитивный прототип современных гидромассажных душевых кабин.
1855-57 года — российский промышленник Франц Сан-Галли изобрел радиатор водяного отопления. Первые экземпляры радиаторов отопления представляли собой толстые трубы с вертикальными дисками. Автор назвал свое изобретение «хайцкёрпер» (горячая коробка), позже появилось русское название — «батарея». Батареи, производимые на чугунолитейном заводе Сан-Галли, быстро завоевали популярность в Петербурге, а затем и по всему миру.
Франкфуртская кухня Маргареты Шуте-Лихоцки
1926 год — архитектор Маргарета Шуте-Лихоцки представила проект «франкфуртская кухня». В следующие годы такие кухни были в обязательном порядке установлены в десяти тысячах квартир Франкфурта. До этого отдельных помещений, оборудованных под кухню, в городских квартирах попросту не было. Маргарета выделила под кухню совсем небольшое пространство — 1,87 х 3,44 м, — но впервые здесь расположилась вся необходимая мебель и оборудование: плита, мойка, рабочий стол, шкафы. Они были компактными и имели одинаковую высоту — позволило организовать работу более рационально. Вместо ножек мебель ставилась на специальный цоколь, а привычный буфет был поделен пополам: на нижний шкаф-стол и верхний навесной шкаф.
1934 год — начало серийного производства домашних телевизоров. Они стали важным центром притяжения и во многом определили внешний вид современных гостиных. Первые серийные телевизоры с кинескопом были выпущены компанией Telefunken в Германии, а через два года производство электронных телевизоров было налажено в большинстве других развитых стран: Франции, Великобритании и США.
Ольга Розет — о важнейшей вехе в истории дизайна
Ольга Розет куратор и преподаватель в Британской высшей школе дизайна
Дизайн — детище XX века, когда на смену ремесленному производству пришел массовый выпуск стандартных изделий. Широкое использование машин, науки, техники, появление новых средств коммуникаций, поиск новых типов архитектурных сооружений, изменение визуального кода в искусстве, Первая мировая война, после которой была перекроена карта Европы, изменение задач социума и, как следствие, изменение пространственной среды — все это в совокупности привело к рождению новой области деятельности, дизайну, первоначальное название которого было «промышленное искусство».
Марина Ширская — о главном событии в истории архитектуры
Марина Ширская журналист и историк искусства
1997 год — архитектор Фрэнк Гери построил Музей Гуггенхайма в Бильбао. Этот проект сломал все существующие стереотипы и разделил архитектуру на то, что было до, и то, что стало после. Кончилась эпоха восприятия архитектуры как условного символа вселенского порядка и источника правды.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
«Каменная книга», в которой все предыдущие поколения архитекторов, в каких бы лагерях они ни находились — будь то завзятые классицисты, аскеты-модернисты или пересмешники-постмодернисты, — стремились с помощью узнаваемых архитектурных элементов и знакомых символических приемов рассказать о космическом порядке вещей, в одночасье превратилась в довольно эфемерную величину. Став символом новой архитектуры, здание музея Гуггенхайма не задало жестких рамок и тем самым положило начало эпохе индивидуализации, практически лишив нас возможности говорить о стилях, которые испокон века отражали коллективные ценности. При этом, надо заметить, оно было невероятно своевременным. Подтверждением этому стала полная удовлетворенность всех заинтересованных в проекте сторон: критиков, инвесторов и непосредственных потребителей.
Виктор Дембовский — о главных событиях в истории предметного дизайна
1754 год — выходит классический труд Томаса Чиппендейла «Руководство для дворянина и краснодеревщика» («Gentleman and Cabinet Maker’s Director»), в котором он описывает более трехста стандартных предметов мебели, элементов и декоров. Это был одновременно и каталог готовых решений для клиента, и руководство для мастеров мебели. Клиент не только мог увидеть, как будет выглядеть его мебель еще до выполнения работ, но и мог заранее выбрать понравившиеся элементы и декоры. Это был уникальный маркетинговый ход, сделавший имя Чиппендейла знаковым для своего времени. По сути, в области мебельного искусства это был один из первых шагов в сторону дизайна.
Стул №14, Михаэль Тонет
1850 год — Михаэль Тонет выпускает первую партию из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1. Через 9 лет появляется самый известный из тонетовских стульев — Модель №14. Она состояла из шести стандартных элементов, выполненных промышленным способом, которые при сборке скручивались металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Впервые качественная, красивая мебель могла быть произведена и собрана рабочими с невысокой квалификацией.
1910 год — Йозеф Хофман создает одну из самых первых серий мягкой мебели. Модели Kubus и Club стали знаковыми не только для своих лет, но и для всей истории мирового дизайна. Хоффману удалось собрать воедино достижения ортопедии и знания о свойствах материала и техниках производства. Задолго до появления эргономики, как науки, он создал эргономичную и максимально комфортную мягкую мебель, которая до сих пор с успехом выпускается брендом Wiettmann.
Стул «Василий», Марсель Брёйер
1925 год — Марсель Брёйер создает первое кресло с открытым каркасом из хромированных металлических труб — мебель уже никогда не станет прежней.
1928 год — Марсель Брейер, Март Стам, Людвиг Мис ван дер Роэ практически одновременно представили свои модели инерционных стульев. И тут не так уж важно кто в действительности был первым – на лицо был совершен скачок в формообразовании мебели.
Stacking tools (model 60), Алвар Аалто
1935 год — в Хельсинки архитектор Алвар Аалто со своей женой Айно Аалто основали фирму Artek, которая стала впоследствии одним из наиболее необычных проектов в истории мебели. На фабрике Artek начали массово выпускать мебельные коллекции супругов Аалто, которые изначально делались непосредственно под тот или иной проект. Удобные и эргономичные, сделанные преимущественно из клееной фанеры предметы Аалто очень сильно повлияли не только на дизайн Скандинавии, но и всего мира.
1946 год — Дуглас Симпсон создает первый стул-моноблок из полипропилена. Чуть позже производство этих стульев становится массовым сначала в Канаде, и потом по всему миру. Себестоимость такого производства была около трех долларов за штуку. Каждые 70 секунд при температуре 200 градусов 3 килограмма пропилена превращались в стул.
Panton Chair, Вернер Пантон
1956 год — Вернер Пантон создает первый прототип своего S-Chair. Скульптурный предмет из листа полиэфира еще долго искал свое завершение, которое наступило только в конце шестидесятых, когда творческий гений Пантона столкнулся с техническими знаниями специалистов швейцарской компании Vitra. С тех пор производство этого стула не прекращалось.
1986 год — Антонио Читтерио создает свой первый модульный диван City для фабрики B&B Italy, который стал новым типом мягкой мебели и предвосхитил множество аналогичных моделей, выпускающихся до сих пор.
2000 год — финский дизайнер Янне Киттанен становится соучредителем Freedom of Creation дизайнерской студии, специализирующейся на дизайне для 3D-печати. В рамках своей дальнейшей работы Киттанен не только создал множество предметов мебели, одежды и аксессуаров с помощью 3D-печати, но помог в разработке наиболее инновационных 3D-принтеров на сегодня.
Маргарита Морозова — о главном событии в истории коллекционного дизайна
Маргарита Морозова основатель коммуникационного агентства Brand Angel
2010 год — продажа кушетки Lockheed Lounge Марка Ньюсона за рекордные 1,4 млн фунтов. Это событие фактически положило начало такому феномену, как коллекционный дизайн. (Пять лет спустя, в 2015 году в Лондоне на вечерних торгах Phillips был установлен новый рекорд на работу современного дизайнера. Эта же кушетка была продана за 2,434,500 фунтов — прим. ред.).
Lockheed Lounge, Марк Ньюсон