Фотогеничная архитектура: как создавать проекты, которые станут звездами соцсетей
Эстетичность архитектуры, которая при этом не отменяет ее качества и функциональности, сегодня снова выходит на первый план, принося с собой все больше wow-эффектов и новые городские точки притяжения. О том, как архитекторы раскрывают неожиданные ракурсы знакомых мест и создают модные локации для фото, Design Mate рассказал архитектор и партнер Бюро A4 Сергей Марков.
Сергей Марков архитектор,
партнер Бюро А4
«Фотогеничность» интерьера и общественных пространств давно волнует не только пользователей соцсетей, которые в погоне за интересной картинкой готовы тратить лишнее время и преодолевать расстояния, но и маркетологов, рестораторов, архитекторов, дизайнеров, и, что уж тут скрывать, городские власти тоже. Сегодня имидж, а вместе с ним и туристическая привлекательность региона, города или конкретного района напрямую зависит от медийности: фильмы, фото, соцсети делают для популярности разных локаций больше всех департаментов по туризму. Взять хотя бы ставшую внезапно знаменитой Лестницу Иезуитов в Дубровнике, где снималось несколько знаковых сцен «Игры Престолов». В течение нескольких лет здесь образовывались очереди из желающих сделать селфи, и на всех языках раздавались крики «позор, позор!» в память об известной сцене искупления Серсеи. А ведь до сериала это была просто еще одна живописная лестница старого европейского города, не вызывающая никакого ажиотажа. Со славой места случился приток туристов, рост местной экономики, расцвет ресторанов и лавочек.
Лестница Иезуитов в Дубровнике
Для поколения 2000-х самым влиятельным медиа стали соцсети. Еще пять лет назад, согласно опросу, проведенному страховой компанией Schofields Insurance среди представителей молодого поколения, 40% заявили, что выбирают место отпуска в зависимости от его популярности на страницах запрещенной соцсети. Внезапно переполнившийся Марракеш с его цветными и очень фотогеничными домиками — лучшее подтверждение этого исследования.
Не считаться с такими яркими проявлениями эпохи невозможно. К тому же нам и самим нравится делать красивые архитектурные снимки, так что никакого снобизма по отношению к словосочетанию «инстаграмный дизайн» среды или интерьера у нас нет. Просто важно, чтобы это не отменяло других качеств — функциональности, комфорта, уместности среди окружения, иными словами, «пользы, прочности и красоты».
Такое впечатление, что многие архитекторы молодого поколения уже держат эту фотогеничность в уме. Взять вот Бьярке Ингельса и его студию BIG: вряд ли он всерьез задумывается, как его архитектура будет смотреться в качестве фона для селфи, но смотрится она там отменно. Даже мусороперерабатывающий завод у него исключительно фотогеничен. И эта фотогеничность «работает»: иногда действительно хочется сделать дополнительный крюк в дороге, чтобы снять что-то красивое, необычное и (это тоже правило игры!) сделать это одним из первых. Например, в Амстердаме мы ездили смотреть и, конечно, фотографировать мост Phyton, созданный Адрианом Гейзе для архитектурной фирмы West 8 в новом районе города, и до сих пор с удовольствием вспоминаем эти впечатления, глядя на кадры. Мост действительно хорош: красный, эффектный, и снимки с ним выходят почти беспроигрышные.
Мост Phyton в Амстердаме. Фото: van Werven
Если говорить про Москву, то в ней сегодня удивительно фотогеничен нашумевший Дом культуры «ГЭС-2», причем в любом своем фрагменте и ракурсе. Сейчас там все фотографируются, постят эти снимки, обсуждают, встречаются. Место стало живое и красивое, всегда полное людей, а раньше это была просто сквозная и совсем неинтересная набережная.
Pioner Bookstore. Фото: Бюро А4
Наш первый опыт создания пространства, которое «выстрелило» в соцсетях, — книжный магазин Pioner Bookstore 2015 года, расположенный в кинотеатре «Пионер». На тот момент мы, наверное, не стремились сознательно к красивым кадрам и модным трендам. Мы просто сделали нестандартный книжный с атмосферой клуба: здесь можно не только купить книги, полистать красивые альбомы, но и послушать винил, прийти на мероприятие. Для того чтобы посетитель мог посидеть с бокалом, мы спроектировали небольшой и, как оказалось, очень востребованный мягкий уголок. Кроме того, гостям очень понравился стенд с неоновой надписью «Выбор пионера». Проекту семь лет, а он не устарел, как это случилось очень быстро со многими точками, полностью заточенными под красивую картинку: розовые и голубые стены, арочки, графичная плитка и латунь уже изрядно всем надоели.
Павильон «Книги» на ВДНХ. Фото: Бюро А4
Другой наш проект, который мы до сих пор с удовольствием отслеживаем в соцсетях, — павильон «Книги» на ВДНХ. После реконструкции он стал многофункциональным культурным пространством с читальными залами, книжным магазином, коворкингом, кафе и площадкой для проведения лекций, встреч и дискуссий. По крайней мере, мы так планировали, а оказалось, что едва ли не самая востребованная его функция — это фотолокация. Люди приходят и делают модельные съемки, снимают свадьбы и романтические фотосессии. Там действительно выходят прекрасные кадры из-за отличного освещения: мы открыли большие панорамные окна, а также восстановили лепнину, люстры и сделали второй этаж, где можно сниматься на фоне исторических деталей.
«Городские балконы». Фото: Бюро А4
Но самый главный наш selfie-point мы делали уже прицельно для фотографий. Мы поняли, что срабатывает, и как это правильно обыгрывать. Более того, наш заказчик уже пришел к нам с запросом сделать такие обзорные точки, где хорошо сниматься. Ими стали «Городские балконы», которые нам в 2019 году поручил разработать Департамент капитального ремонта города Москвы. Идея была в том, чтобы создать новые видовые зоны на реконструируемых набережных Балчуга и показать город с другого ракурса. С самого начала мы проектировали не столько смотровые точки, сколько фотозоны, но придумали им историю, которая привязывала их к месту. Когда мы разрабатывали концепцию, то заметили, что на виде сверху в двух зонах есть общая черта: Кремлевская стена и Парящий мост парка «Зарядье» вписываются в треугольник, только Кремль обращен к набережной стороной, а мост — вершиной. Эта деталь стала нашей отправной точкой, и так появились две типологии балконов: углом и стороной к воде. Чтобы виды были полными, а снимки выходили красивыми и необычными, на балконах сделаны полностью прозрачные парапеты.
Большинство архитекторов после завершения объектов так или иначе следят за их судьбой. Мы тоже с удовольствием делаем это в соцсетях: нам нравится, что люди взаимодействуют с нашими объектами, иногда хвалят их, или, может быть, критикуют — это отличная обратная связь.
На обложке: павильон «Книги» на ВДНХ. Фото: Бюро А4.