От идеи до прототипа: многофункциональный объект DICE
В этом году на Миланской неделе дизайна команда архитектурного бюро KOSMOS Architects представила свой новый проект DICE. Объект, разработанный совместно с платформой SAMPLE и Центром художественного производства «Своды», воплощает в себе сразу несколько классических типологий мебели — и вместе с тем не является ни одной из них. Мы попросили архитекторов рассказать о концепции DICE, закулисье творческого и производственного процессов, а также о дальнейших планах по развитию проекта.
Леонид Слонимскийархитектор, партнер-основатель архитектурного бюро KOSMOS Architects
Идея и концепция
Будучи архитекторами, мы в основном проектируем здания, создаем интерьерные пространства и разрабатываем генпланы городов. Идея обратиться к предметному дизайну возникла из-за неудовлетворенности существующими объектами мебели, которые мы часто используем в собственных проектах. Мы любим простые и радикальные концепции, которые переосмысляют сложившиеся клише, и всегда ищем именно такие предметы.
В случае с DICE (от англ. «игральные кости», но по-русски мы между собой называем его «перевертыш») вдохновение пришло из переосмысления традиционных типологий. Посмотрев на существующую мебель, мы поняли, что нас не устраивает ее однозначное использование в единственном ключе. Если представить себе взаимодействие человека с камнем или с деревянным чурбаном на природе, как с объектом мебели, то мы увидим, что он подстраивает его под свои нужды. Объект некоторой свободной формы может служить ему по-разному: как сиденье, столик, подставка, груз и так далее. Созданная человеком дизайнерская мебель, наоборот, зачастую имеет исключительно одно прочтение и не подразумевает свободной трактовки во время использования.
DICE — это универсальный предмет, который легко адаптируется к различным потребностям человека. Так же, как и игральные кости, он легко переворачивается и тем самым превращается в табурет, журнальный столик или подставку для ног. Еще DICE можно подвесить к потолку, и тогда он станет люстрой, а если поставить его на пол — торшером. При разработке проекта мы выделили несколько его ключевых характеристик:
- Это скульптура и в то же время практичный предмет мебели.
- Этот объект объединяет в себе четыре базовых мебельных типологии – табурет, столик, подставку для ног и лампу, – но не является ни одной из них.
- У него есть четкое назначение, но он позволяет интерпретировать себя по-новому.
- Он причудливый по форме, но удивительно функциональный.
- Он переосмысляет устоявшиеся клише, но выглядит очень знакомо.
- В нем сочетаются новые роботические технологии и традиционная ручная ремесленная работа.
- Он выглядит игривым и серьезным одновременно.
Материалы и технологии
В объекте передовые цифровые технологии сочетаются с традиционными ремесленными техниками. Он изготовлен из дуба и выточен сверхсовременной роботической рукой. В этом случае роборука работала, подобно скульптору (как у Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю все лишнее»), отпиливая куски дерева с помощью вращающегося сверла, пока форма не стала более гладкой. После этого объект вручную дошлифовывали, промасливая детали.
Процесс изготовления объекта в Центре художественного производства «Своды»
У DICE есть две широкие ножки, на которых он может стоять, две — более тонкие и округлые, а еще одна — с треугольной лампой из пластика и матового стекла. Лампа была разработана специально для этого объекта: на производство идеальной детали ушло много часов. Корпус лампы распечатан с помощью 3D-принтера и выполнен с ювелирным уровнем точности. Лампу можно вынуть при помощи маленькой скрытой кнопки, а заряжается она от электричества через USB-разъем. Это делает светильник автономным и позволяет ставить объект куда угодно, независимо от удлинителей и проводов.
Процесс работы и сложности
Первые эскизы мы сделали из глины, и выглядели они как несуразные скульптурки органической формы, чем-то похожие на коряги или сучки дерева. Нам они нравились своей странностью. Дальше, после прототипирования в объеме, мы приступили к созданию масштабных макетов с помощью технологии 3D-печати. Это были гладкие объекты из идеальных геометрических форм. Далее — болванки в масштабе 1:1 из пенопласта и тесты по размерам, и так вплоть до первых тестов из дерева.
Прототипы объекта
Основной сложностью в процессе работы над предметом стала дороговизна разработки прототипа. Сейчас, когда объект уже создан, мы понимаем, как можно упростить технологию производства или удешевить процессы. Но в начале, когда у нас была только идея и эскизы, никто не хотел браться за такой сложный объект: мы получали либо отказы, либо умопомрачительные предложения, когда стоимость одной «табуретки» была сопоставима с новым Mercedes.
К кому мы только не обращались — и к швейцарским производителям высокотехнологичных стропил и деревянных узлов крыш, и к производителям лошадок для детских каруселей из Санкт-Петербурга, и к португальским мастерам по пробковому дереву. В конечном итоге нам очень повезло: галерея SAMPLE и Центр художественного производства «Своды» помогли воплотить нашу задумку в жизнь.
Сумка для переноски объекта
Развитие проекта
В планах — создание DICE также и из других материалов, таких как переработанный пластик, пробка, вспененный алюминий. Мы также ищем тех, кто заинтересован в массовом производстве объекта, — это позволило бы превратить его в более доступный продукт.
Думаем, что будем продолжать критически переосмыслять типологии и материалы и создавать новые объекты, позволяющие нам жить по-новому. Мы сделали еще одну коллекцию мебели, вдохновленную существующей инфраструктурой городов. В ней мы переосмыслили такие повседневные элементы, как знаки, запрещающие парковку, дорожные конусы, плавучие понтоны и другие.
Стоимость DICE напрямую зависит от количества. На данный момент мы сделали несколько объектов, поэтому, учитывая разработку прототипа, цена получилась довольно высокой. Сейчас DICE — это скорее функциональная скульптура, коллекционный объект, но если нам удастся запустить в производство большее количество изделий, то его стоимость значительно снизится. Если изменить технологию на процесс инжекционной формовки и делать объект из переработанного пластика, его цена может быть в сотни раз ниже. Мы были бы счастливы увидеть десятки DICE в пространствах, где требуется доступная и устойчивая к повреждениям мебель, — например, в будущих аэропортах, спортивных центрах или школах по нашим проектам.
*DICE был создан архитектурным бюро KOSMOS Architects в рамках специального проекта SAMPLE в сотрудничестве с Центром художественного производства «Своды». SAMPLE DESIGN — это кураторская подборка объектов коллекционного и студийного дизайна. В SAMPLE DESIGN собраны мебель, предметы домашнего декора и произведения искусства, созданные в сотрудничестве с архитекторами, современными ремесленниками, независимыми дизайнерами и художниками.
DICE был представлен в галерее Fake/Authentic в Милане в апреле 2024 года.
Все фото: М. Черепанов.