![Переосмысление русского стиля в мебельной капсуле «Шаровары»: от идеи до прототипа Переосмысление русского стиля в мебельной капсуле «Шаровары»: от идеи до прототипа](/upload/images/post/post_7134.jpg?1637042533)
Переосмысление русского стиля в мебельной капсуле «Шаровары»: от идеи до прототипа
Керамист и основатель студии Ceramum Анастасия Дуленко объединилась с дизайнерами Иваном Басовым и Семеном Лавданским для создания серии керамических изделий. Среди них – мебельная капсула The Trousers («Шаровары»), вдохновленная синтезом современного дизайна и русских народных промыслов. О том, как появилась идея, почему авторы остановили выбор на глине, и в чем заключается основной посыл капсулы – в новом материале.
![Авторы мебельной капсулы The Trousers («Шаровары»): Анастасия Дуленко, Иван Басов и Семен Лавданский](/upload/images/post/post_7134_p1.jpg)
Как появилась идея
Изначально мы хотели создать предметы мебели в керамике, которые бы объединяли дизайн и промыслы. Так случилась наша коллаборация с Иваном Басовым и Семеном Лавданским, в которой я отвечала за технологию и производство, а Иван и Семен – за форму. Один из результатов этого сотрудничества – мебельная керамическая капсула The Trousers, что в переводе означает «Шаровары». Она представляет из себя серию журнальных столиков разных габаритов, выполненных в единой стилистике.
Объединяющей идеей капсулы стали русские народные мотивы, лаконичные формы и монохромные цвета.
![Мебельная капсула The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p2.jpg)
Керамический столик Шаровары №2
Хотелось взять что-то русское в формообразовании и переосмыслить это в современную форму, чтобы остался только легкий намек на мотивы, без прямой отсылки. Мы проработали несколько характерных образов в процессе исследования: кокошники, купола и другие традиционные формы. В результате мы остановились на шароварах, которые встречаются в различных исторических культурных «луках». Получился простой, лаконичный, запоминающийся образ журнальных столиков.
Эскизы и первые прототипы
У проекта не было жестких рамок и сроков, от идейного решения до воплощения в жизнь предметов прошло около года. Мы обменивались мыслями, референсами, выполнили большое количество поисковых эскизов и разобрали различные варианты реализации.
![Эскизы мебельной капсулы The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p3.jpg)
После выбора идеи мы перешли к следующему этапу – созданию 3D-моделей и их воплощению в объеме. У меня в мастерской установлен небольшой 3D-принтер, печатающий модели в пластике. Целиком объект на нем напечатать нельзя, поэтому мы делили модели на составные части. Затем необходимо было снять черновую кожух-форму, в нее отлить из гипса чистовую модель и только потом снять чистовую форму для работы с глиной. Когда формы высохли и были готовы, я закупила почти тонну шамота и начала создавать предметы.
![Протопипы мебельной капсулы The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p4.jpg)
Керамический столик Шаровары №3
![Протопипы мебельной капсулы The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p5.jpg?v2)
Керамические столики Шаровары №1 и №2
Техника и материалы
Нам было важно, чтобы предметы были «живыми», носили отпечаток ручного труда. В этом нам помогли материал и техника исполнения. Глина – невероятно живой, пластичный и динамичный материал. Удивительно, как она застывает после обжига, отражая последнее касание мастера. Столы изготовлены из материала шамот – мы добавили в глину мелкую крошку уже обожженной массы. Этот материал очень прочный, не боится ударов, тепловых перепадов и имеет приятный теплый цвет после обжига.
![Мебельная капсула The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p6.jpg)
Керамический столик Шаровары №1
Для создания предметов была выбрана техника набивки, когда в заранее подготовленную форму аккуратно выкладываются раскатанные вручную листы шамота и простукиваются мастером с помощью мешочков с песком. Далее они сглаживаются с использованием специального инструмента и сушатся до первого обжига. После этого наносится глазурь, и затем происходит второй обжиг при температуре 1200 градусов.
Основные сложности
При создании серии были свои подводные камни, ошибки и пробы пера, подбор цвета на пробниках и режимов обжига, согласования. На этапе создания форм мы не учли некоторые архитектурные нюансы, которые в каждом предмете нужно было доделывать руками. Столики долго сохнут, из-за своего размера они не помещаются в сушильный шкаф, поэтому изделия сохли естественным образом в мастерской. Чтобы ножки столов не повредились при сушке, мы решили оставлять перешейки, которые потом спилили после утильного обжига.
Мы уделили отдельное внимание цвету и отделке. Моя мастерская сильно зависит от поставки сырья, и этот процесс не всегда работает исправно. Поэтому между столиками есть разница по степени глянцевости, что дает неповторимость каждому отдельному предмету, но при этом также не позволяет предвидеть итог производства.
![Мебельная капсула The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p7.jpg)
Керамический столик Шаровары №2
![Мебельная капсула The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p8.jpg)
Керамический столик Шаровары №1
Перспективы и продажи
Когда мы обсуждали проект, то хотели выпускать изделия в средней ценовой категории, чтобы все могли позволить себе поставить предметы ручного труда в дом. Мы сразу не хотели идти в art design, отсюда и лаконичность форм, которые впишутся в разные интерьеры. Оставаться доступной, крафтовой, интересной и функциональной – основной посыл капсулы. Удерживать адекватную стоимость нам позволяет использование гипсовых форм, которые оптимизируют производство столиков.
Нам интересно расширять коллекцию предметов, создавать не только столики, но и вазы, лампы, кашпо и панно в едином стиле, но к этому мы вернемся уже после получения обратной связи от аудитории.
Стоимость столиков для покупателя варьируется от 20 000 до 45 000 в зависимости от модели. Цена складывается из себестоимости материалов, часов, затраченных на работу, налогов и непосредственно части, которая составляет прибыль. При этом стоимость производства форм, экспериментов и прочего учитывается минимально, так как мы предполагаем высокую тиражность изделий, а каждая форма может выдержать до нескольких сотен набивок.
![Мебельная капсула The Trousers («Шаровары»)](/upload/images/post/post_7134_p9.jpg)
Керамические столики Шаровары и модульные столики The Seeds
Фото предоставлены автором.