![В стиле ар-деко: восемь иконических предметов В стиле ар-деко: восемь иконических предметов](/upload/images/post/post_2815.jpg?1535026718)
В стиле ар-деко: восемь иконических предметов
Подчеркнуто красивый, намеренно лишенный любой смысловой нагрузки, стиль ар-деко появился по запросу времени. Первая мировая война закончилась, и вчерашние герои, облачившись в смокинги, стали коротать ночи, заправляясь алкоголем и танцуя до упаду, – всем отчаянно хотелось праздника. Платья искрились блестками и трепетали перьями, архитектура взмыла вверх ломаными линиями, многогранниками и угловатыми вензелями. Интерьеры, а с ними и мебель, конечно, тоже требовали обновления.
Мебель в стиле ар-деко – это, в первую очередь, богатые материалы, будь то древесина уникального клена «птичий глаз», слоновая кость для инкрустации, боливийский мрамор или кожа крокодила, и выразительные текстуры. В этом материале – объекты дизайна, которые могут считаться иконами ар-деко, а их создатели – важными представителями этого направления.
Кушетка «Гондола»
Жак-Эмиль Рульманн
![Кушетка Гондола. Жак-Эмиль Рульманн](/upload/images/post/post_2815_p1.jpg)
Семь лет, с 1900 по 1907, Жак-Эмиль Рульманн работал подмастерьем на предприятии отца, а после его смерти взял управление фабрикой в свои руки. Три года спустя Рульманн женился, и ему нужно было обставлять новый дом – так он получил свой первый опыт в области дизайна интерьеров, а вместе с ним и дизайна мебели. Никакого художественного образования у Рульманна не было, и он всему учился на ходу. Прошло еще три года, и он впервые представил свою первую мебель в рамках Осеннего Салона (Salon d’Automne). Это был успех: часть работ купил парижский кутюрье Жак Дусе, а часть – Елисейский дворец.
Годом позднее началась Первая мировая, но Рульман на войну не пошел – не позволило здоровье. Вместо этого он остался в Париже и начал расширять производство: в новом комплексе на rue de Lisbonne в модном восьмом округе появилось рабочее ателье – дизайнер уже делал не только мебель, но и люстры, ткани и обои – и открылся шоу-рум. Мебель Рульманна была сделана из дерева редких пород, с инкрустацией слоновой кости, которая красиво контрастировала с темной древесиной. Придуманная в 1925 году кушетка «Гондола» – один из ярких примеров творчества дизайнера. В 2006 году на аукционе Phillips она была продана за $ 125 000.
Люстра «Стокгольм I»
Рене Лалик
![Люстра Стокгольм I. Рене Лалик](/upload/images/post/post_2815_p2.jpg)
Рене Лалик внес огромный вклад в формирование сразу двух направлений: сначала ар-нуво, потом – ар-деко. Созданием люстр он начал заниматься после Первой мировой войны на крупном заводе в Винжен-сюр-Модере (Эльзас), приобретенном в 1918 году. И если раньше выдающийся ювелир и стеклянных дел мастер отдавал предпочтение природным мотивам и извилистым линиям – один из популярных орнаментов ар-нуво это, так называемый, «удар бича», придуманный художником Германом Обристом, – то теперь он обращается к символу солнца с расходящимися в разные стороны лучами. «Sunburst» – фирменный знак и отличительный символ «золотого» ар-деко.
Сам термин «ар-деко» появился во многом благодаря Рене Лалику. В 1925 году он спроектировал интерьер Sevres Pavilion на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже – именно на ней впервые ввели обозначение нового стиля. Стеклянный павильон Лалика включал огромный фонтан, названный «The Springs of France», это был классический пример ар-деко. А красивые стеклянные люстры, которые он создавал наравне с крупными формами – например, придуманная в 1927 году «Стокгольм I» – стали попыткой художника привнести искусство в жилые дома.
Стол «Лотос»
Эйлин Грей
![Стол Лотос. Эйлин Грей](/upload/images/post/post_2815_p3.jpg)
В 1900 году 22-летняя Эйлин Грей впервые оказалась за пределами Ирландии и Лондона – в Париже, где в тот момент проходила всемирная выставка. Главенствующим стилем в том году был арт-нуво, и среди прочих в экспозиции присутствовали работы Чарльза Ренни Макинтоша. Они так восхитили Грей, что вскоре девушка переехала в Париж учиться сначала живописи, потом работе с эмалью, а затем и декорированию. Скоро Грей уже сама проектировала мебель. Свое знаменитое кресло из стальных трубок Bibendum она сделала для дома миллионерши Матье Леви в 1917 году. В том же году, в салоне des Artistes Décorateurs, она презентовала коллекцию лакированных декоративных панелей. Часть из них купила герцогиня Клермон-Тоннерре, еще часть – парижский кутюрье Жак Дусе.
С 1922 по 1930 Грей владела галереей Galerie Jean Désert, где выставляла свою мебель и ковры. Предметы, которые она делала в то время, были «роскошными и театральными» – в стиле ар-деко. Но самое интересное, что Грей удалось предугадать один из главных трендов будущих лет. Так, например, она придумала стол «Лотос» с явными отсылками к древнеегипетскому искусству за несколько лет до того, как в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, и реликвии древнего Египта стали находить отсылки во многих предметах ар-деко.
Складной стул
Робер Малле-Стивенс
![Складной стул. Робер Малле-Стивенс](/upload/images/post/post_2815_p4.jpg)
Для парижской выставки в 1925 году французский архитектор и дизайнер Робер Малле-Стивенс спроектировал Pavillon du Tourism с его знаменитой часовой башней.
Этот объект во многом определил то, какой будет архитектура ар-деко 1920-30-х годов, с ее строгой закономерностью и смелыми геометрическими формами. И хотя в первую очередь Малле-Стивенс был архитектором, мебель для всех своих проектов он проектировал самостоятельно. Самые известные проекты архитектора: вилла для виконта де Ноай в Йере (1923-25), ряд домов в 16-м округе Парижа на улице, которая с 1927 года носит имя Малле-Стивенса (1926-27) и казино в Сен-Жан-де-Люз (1928). Этот деревянный складной стул он придумал позднее, в 1934 году.
Керамическая ваза
Джо Понти
![Керамическая ваза. Джо Понти](/upload/images/post/post_2815_p5.jpg)
Отец всего послевоенного итальянского дизайна, Джо Понти, известен, в первую очередь, как архитектор и автор мебели. Он внес огромный вклад в развитие дизайна и стал одной из самых влиятельных фигур в мировой истории дизайна XX века. В 1920-30-х годах Джо Понти работал на легендарной керамической мануфактуре Richard Ginori, адаптируя творения компании для широкого потребления. Вдохновляясь историей Рима, искусством Возрождения, архитектурой Палладио и неоклассикой начала XX века, в 1920-х годах он придумал коллекцию фарфора с амазонками. Изображения атлетического телосложения женщин – один из важных элементов стиля ар-деко – нашел небывалый отклик на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Эта работа получила Гран-при и навсегда вошла в историю.
Мы знаем Джо Понти, как одну из главных фигур итальянского модернизма, но именно его раннее творчество – искусно декорированные изделия, расписанные античными фигурами – рассказывает о том, насколько сильное влияние на формирование его стиля оказала парижская выставка. Среди шедевров раннего Понти – рисунок для шелковых тканей Vittorio Ferrari, массивные шкафы, отделанные терновым шпоном, и, конечно, коллекция керамики для Richard Ginori.
Giorgio Collection – итальянский бренд, который развивает наследие знаменитого стиля и создает предметы мебели в духе современного ар-деко. Каждая новая коллекция бренда – это переосмысление стиля «ревущих двадцатых» в контексте настоящего времени, технологичного и динамичного. Мы выбрали несколько предметов из ассортимента марки, которые, наравне с представленными выше, можно назвать иконами ар-деко, правда, в его современной интерпретации.
Консоль Infinity
![Консоль Infiniti](/upload/images/post/post_2815_p6.jpg)
Коллекция Infinity была впервые представлена в рамках выставки iSaloni в Милане в апреле этого года. Неизменный дизайнер бренда, Джорджио Соресси, на этот раз выбрал в качестве основного материала разновидность редкого красного дерева из Африки, макоре, и текстурный боливийский мрамор. отличительной чертой коллекции стала сложная геометрия предметов. Сложные призматические формы, вставки и фаски, скошенный под углом, создают неожиданные 3D-эффекты. У металлической консоли с верхом из боливийского мрамора основанием служит блестящая криволинейная фигура, рождающая необычные преломления и завораживающую игру света.
Барный шкаф Alchemy
![Барный шкаф Alchemy](/upload/images/post/post_2815_p7.jpg)
Коллекция Alchemy основана на светлых тонах и альянсе цвета и сияния, поэтому ее основные материалы – шпон из африканского платана и муранское стекло. Барный шкаф, облицованный африканским платаном тигрового рисунка, внутри отделан глянцевым покрытием цвета синего кобальта, дно ящиков обито натуральной кожей «под игуану» серебристого цвета. Дизайн предельно лаконичный, но и выразительный – легко представить, как заключенная в белый манжет рука Гэтсби достает со стеклянной полки бутылку из толстого стекла, чтобы наполнить бокал своей спутницы.
Модульная люстра Arco
![Модульная люстра Arco](/upload/images/post/post_2815_p8.jpg)
Сделанные из выдувного венецианского стекла подвески люстры «Arco» напоминают дух воздуха сильф. Они искрятся на свету и трепещут от дуновения ветра, словно танцуя. Вмонтированные в основание светодиоды напоминают о том, что предмет вполне современен, хотя и сделан с отсылкой к классическому ар-деко.
Голосование : Какой предмет ар-деко – самый иконический?
Сегодня погрузиться в атмосферу «ревущих двадцатых» можно в шоу-руме компании в Москве на базе сервисного центра Giorgio Collection Russia (Москва, ул. Дениса Давыдова, 4).