![Архитектура малых форм: светильники, спроектированные архитекторами Архитектура малых форм: светильники, спроектированные архитекторами](/upload/images/post/post_1440.jpg?1503898902)
Архитектура малых форм: светильники, спроектированные архитекторами
Архитектор воспринимает предметный дизайн как возможность поработать в малой форме. Принципы архитектуры он переносит на предметы поменьше и «трансформирует» монументальные здания в кресла, ювелирные украшения и – светильники. Последнее – пожалуй, самое интересное поле для творчества, и проекты именитых архитекторов в области света – лучшее тому подтверждение.
Впрочем, в начале XX века проектирование предметов мебели (и светильников в том числе) было для архитекторов скорее вынужденной мерой. Архитектурой нового времени стали дома, где вместо множества комнат – открытое свободное пространство, вместо толстых кирпичных стен – «воздушный» стеклянный фасад, а вместо вычурной лепнины и позолоты – гладкая белая штукатурка. Такие, лишенные любой избыточности, здания требовали еще более внимательного отношения к интерьеру. А поскольку рынок еще не мог предложить продукцию, соответствующую новой архитектуре, создавать мебель взялись сами архитекторы.
Ле Корбюзье
![Светильник Lampe De Marseille. Ле Корбюзье](/upload/images/post/post_1440_p1.jpg)
Светильник Lampe De Marseille
«Все вокруг – геометрия», – говорил Ле Корбюзье, основоположник новых течений, буквально перевернувший основы архитектуры. В 1952 году он закончил работу над проектом 17-этажного жилого комплекса в Марселе – «Марсельской жилой единицы» (L'Unité d'habitation de Marseille). Специально для проекта он придумал алюминиевый настенный светильник Lampe De Marseille. Четкий и понятный, без какой-либо двусмысленности, он имеет базовые геометрические формы и выкрашен в неброский серый цвет. Благодаря двум подвижным сочленениям плафон вращается в любую сторону. Кроме того, у него два источника света: один – светит сверху, а другой – снизу.
![Торшер Parliament. Ле Корбюзье](/upload/images/post/post_1440_p2.jpg)
Торшер Parliament
Архитектор считал, что лучше всего свет раскрывает именно простые формы – кубы, конусы, сферы, цилиндры или пирамиды – и с удовольствием применял этот принцип на практике. Торшер Parliament был придуман им для интерьера Парламента Чандигарха в Индии и сконструирован по тому же принципу, что и марсельский светильник. Он также имеет два источника света и изготовлен из алюминия. Плафон окрашен в два цвета – матовый черный и желтый, внутренняя часть белая – для лучшего распространения света. Оба светильника и сейчас не потеряли актуальности и выходят под брендом Nemo.
Этторе Соттсасс
![Торшер Artemide. Этторе Соттсасс](/upload/images/post/post_1440_p3.jpg)
Торшер Artemide
Сложно сказать, кем великий итальянец был больше, архитектором или дизайнером. Основатель творческой группы «Мемфис» умело справлялся и с тем, и с другим, применяя одни и те же принципы вне зависимости от того, чем занимался – проектом аэропорта или светильником. Даже по меркам своего времени Соттсасс был революционером – например, пошел на решительный шаг использовать сталь и стекло по минимуму, и вместо максимально упрощенных вещей делал настолько выразительные, что сам же рекомендовал их дозировать: «Жить в окружении лишь предметов от “Мемфиса” это как питаться исключительно пирожными».
В 1982 году он взялся за проект светильника для итальянской фабрики Artemide. Торшер Callimaco был вдохновлен арт-деко, поп-артом и китчем 50-х. Сегодня он может считаться характерным примером постмодернизма в дизайне.
Herzog & de Meuron Architekten
![Потолочный светильник Pipe. Herzog & de Meuron Architekten](/upload/images/post/post_1440_p4.jpg)
Потолочный светильник Pipe
Примерно в это же время свои первые шаги в архитектуре начали делать швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон. В 1978 году они основали бюро Herzog & de Meuron Architekten и начали оттачивать собственный стиль. Когда в 2002 году они взялись за проект потолочного светильника для Artemide, Pipe, у них уже была Притцкеровская премия, и несколько знаковых построек по всему миру. Предельный минимализм в творчестве архитекторов актуализируется за счет широкого использования экспериментальных материалов.
Новый век – время гибких форм. Нам уже недостаточно вращающегося плафона на статичной ножке, мы хотим вращать всю лампу целиком, подстраивая ее не только наши наши нужды, но и под настроение: таким образом мы словно вступаем с дизайнерами в сотворчество. Другая особенность Pipe – перфорация на плафоне, которая позволяет свету проникать через отражатель крошечными точками-звездочками. Интересно, что впоследствии архитекторы перенесут трюк с перфорацией в проект жилого комплекса Beirut Terraces в Бейруте – яркое ливанское солнце, проходя через перфорированные террасы, украсит фасад сияющими огнями.
Микеле де Лукки
![Подвесной светильник Noto. Микеле де Лукки](/upload/images/post/post_1440_p5.jpg)
Подвесной светильник Noto
Приятель Этторе Соттсасса Микеле де Лукки тоже прошел через школу «Мемфиса». Сегодня он вспоминает, как вместе они создавали «новый мир, с другим колоритом, с другой атмосферой, с другими декорациями». Но это все больше воспоминания: с возрастом де Лукки, как и положено, взялся за проектирование все больше классических объектов, среди его работ последних лет – сплошь роскошные вещи без эпатажа. Иногда, впрочем, дизайнер и архитектор делает исключение – например, потолочный светильник Noto для итальянского бренда Artemide. Кажется, будто он сделан из бумаги, надут ветром и мчится за каким-нибудь мальчиком, который пустил его, держа за веревочку, по небу. На самом деле, светильник полностью стеклянный, он состоит из шести подвижных цилиндров и вдохновлен китайскими традициями – вместе с лампой покупателю даже дадут красный фильтр, который можно соединить с самым маленьким цилиндром.
Заха Хадид
![Торшер Genesy. Заха Хадид](/upload/images/post/post_1440_p6.jpg)
Торшер Genesy
Архитектура Захи Хадид – это «текучие» здания, напоминающие космические корабли. Вдохновляясь русским авангардом, она проектировала прежде всего сильные визуальные образы с повышенным вниманием к сложности формы – именно поэтому Хадид иногда называют скорее скульптором, чем архитектором. В 2009 году она разработала проект торшера Genesy для Artemide. У него узнаваемая форма, в которой угадывается то стеклянный фасад комплекса Beko Masterplan в Белграде, то изгибы культурного центра Гейдара Алиева в Баку. Конструкция лампы словно живой организм прорастает от пола к потолку: еще чуть-чуть и мы сами увидим этот процесс – гладкий металл создает иллюзию текучести формы.
Genesy – не единственный опыт архитектора в создании светильников. В этом году архитектурное бюро Захи Хадид представило совместный проект с Lasvit – потолочный светильник Eve, разработанный по эскизам архитектора. В соответствии с концепцией, Eve – это плавный переход от одного состояния к другому, от жидкого к твердому, от прозрачного к непрозрачному. Благодаря своей необычной структуре внешний вид лампы меняется в зависимости от того, включен свет или нет. Когда лампа включена, стеклянные элементы, разные по длине, будто зависают, плавно парят в пространстве, создавая живую игру света и тени.
Тристан Оэр
![Настольный светильник Muse. Тристан Оэр](/upload/images/post/post_1440_p7.jpg)
Настольный светильник Muse
Тристана Оэр в этом году не случайно назвали дизайнером года: он успевает буквально везде. Как архитектор Оэр строит здание для бренда шампанских вин в Реймсе, оформляет две частные виллы в Сен-Бартсе, проектирует отель на острове Мустик, а как дизайнер – проектирует предметы для интерьера. Отличное знание люкса и виртуозное владение французским стилем позволяет дизайнеру создавать одновременно артистичные и рациональные объекты. Так, настольный светильник Muse для бренда Contardi хоть предназначен в первую очередь для сада, продуман до мелочей – именно в них подлинный стиль утонченного француза. Простые четкие формы и монохромные цвета дополнены изысканной плетеной ручкой – роскошь проявляется в мелочах, уверен Оэр.