Устойчивое развитие: пять эко-проектов от выпускников Британки
Тема устойчивого развития набирает обороты: пока один крупные бренды ищут способы перерабатывать старый пластик, другие — ищут способы навсегда отказаться от этого материала. Художники и дизайнеры по всему миру создают работы, привлекающие внимание к проблеме экологии. И начинающие дизайнеры — не исключение. Рассказываем о проектах выпускников британских программ БВШД, так или иначе связанных с эко-дизайном и ответственным потреблением.
Мои 2654 грамма пластиковой упаковки
Елена Соболева выпускница программы BA (Hons) Fine Art
Выпускница программа BA (Hons) Fine Art Елена Соболева сделала инсталляцию, которая призывает задуматься о том, какое количество пластиковой упаковки производит каждый из нас, даже не замечая этого. Для проекта «Мои 2654 грамма пластиковой упаковки» художница собирала коллекцию разной пластиковой упаковки, проходящей через ее жизнь. Фокусом стала упаковка, предназначенная именно для одноразового использования и теряющая смысл в тот момент, когда она лишается находящегося в ней продукта.
Фотографируя, взвешивая и кодируя каждый экземпляр, Елена анализирует вес и изучает основные категории потребления и производства этого пластика – уход за детьми, личная гигиена, еда, особые мероприятия. Отливая эти формы в бетоне, автор стремится преодолеть привычные представления о пластиковой упаковке, добавляя проблеме монументальности. Ее новая идентичность приводит к переоценке этих заурядных объектов и среды их обитания, а бетон, традиционно используемый для создания памятников и монументов, создает тонкий намек на катастрофу.
Бетонные отливки фиксируют объем, а их бесполезность и неопределенность вызывают ощущение отчуждения, создают ощущение ложной хронологии — это археологические находки из прошлого или научно-фантастическое будущее? Интригуя и сбивая с толку, Елена остается в стороне от нравоучительных суждений. Художница побуждает зрителя провести свое исследование и, пусть даже на уровне подсознания, искать ответы на те же вопросы — сколько пластика проходит через нашу жизнь?
Rematerialize
Приянти Веланги выпускница программы BA (Hons) Product & Industrial Design
Нас окружают экраны. Постоянно взаимодействуя с цифровой средой, мы теряем связь с физическим миром, забываем важность тактильных ощущений. Как будут выглядеть девайсы будущего? Смогут ли они вернуть нам связь с осязаемым миром, или цифровая среда поглотит нас полностью? Об это в своем проекте размышляет выпускница BA (Hons) Product & Industrial Design Приянти Веланги.
Проект Rematerialize призван изменить пользовательский опыт взаимодействия со smart-устройствами. Коллекция состоит из колонки, метеостанции и устройства для регулирования света, управлять которыми надо при помощи силиконовых насечек — разными движениями можно переключать музыку, приглушить свет или буквально почувствовать температуру воздуха, прикоснувшись к устройству.
TattoON
Екатерина Жохова выпускница программы BA (Hons) Product & Industrial Design
Современные технологии и техника позволяют дизайнерам делать то, что раньше казалось чем-то из области научной фантастики. Использовать весь этот новый спектр технологических возможностей можно и для создания новых медицинских устройств, делая их менее заметными в повседневной жизни.
Проект TattoON посвящен именно этому; выпускница BA (Hons) Product & Industrial Design Екатерина Жохова размышляла о том, как помочь людям с хронической болью и сделать совершенно новое медицинское «устройство», которое невозможно забыть или потерять.
Для людей, страдающих от хронических болей, хорошей альтернативой медикаментозному лечению является нейростимуляция спинного мозга, поскольку она целенаправленно уменьшает боль. Количество людей, отдающих предпочтение именно этому способу, увеличивается по всему миру каждый год. Проект TattoON предлагает альтернативу внешним устройствам управления имплантами, борющимся с болью. Эта токопроводящая татуировка помогает легко и быстро управлять медицинским устройством при помощи естественных движений тела. Только представьте, какой потенциал может быть у этой технологии, и не только в медицинской сфере.
Биоразлагаемый пластик
Глеб Ефимов выпускник программы Foundation Art & Design
В своем проекте «Биоразлагаемый пластик» выпускник Foundation Art & Design Глеб Ефимов использует уже существующий пластик PLA, который производится из биоразлагаемой и возобновляемой массы, как правило, изготовленной из крахмала. Его идеей было использовать этот уже имеющийся ресурс для создания нового пластика — с особым запахом и цветом, но сохраняющим способность биоразлагаться.
Выпускник Британки сделал машину, которая из гранул PLA и дополнительных ингредиентов изготавливает новые нити. Их можно потом использовать в 3D-принтере для печати новых изделий; Глеб, например, делал посуду с особым запахом и цветом, а в качестве дополнительных ингредиентов использовал специи, кофе и уголь. Этот подход к созданию биоразлагаемой посуды с определенным запахом можно применять, например, в молекулярной кухне для усиления вкуса блюда. «Изначально я работал в упаковке и пытался найти новые формы, но мне хотелось, чтобы мой объект был также перерабатываемым и экологичным. В какой-то момент я начал экспериментировать с материалами, увидел одуванчики и подумал, что было бы прикольно, если бы семена были в пластике, который выбрасывается, и он бы прорастал. Я начал экспериментировать, с семенами у меня тоже были варианты, но мне показали эти более потенциальными», — рассказывает о своем проекте Глеб.
Целлофановый парадокс
Ненси Аветисян выпускница программы BA (Hons) Fashion Design
Что такое устойчивая мода? Об этом в своей коллекции «Целлофановый парадокс» размышляет выпускница BA (Hons) Fashion Design Ненси Аветисян, используя в качестве материалов также переработанные пластиковые пакеты и крышки.
Рост этического потребления и движение за справедливую торговлю создают новый язык моды, который не всегда схож с реальностью. Сейчас все чаще на страницах журналов и интернет-изданий мелькают термины, связанные с устойчивым развитием, но что они значат? Этот феномен не имеет четкого определения и может использоваться брендами в различных целях. Понимание процессов и терминов, связанных с ответственным потреблением и устойчивым развитием, знаменует переход от «быстрой» моды к новой парадигме.ю призывая перейти от слов к действию.