Антропоморфные скульптурные объекты Джонатана Болдока
Творческая практика британского художника Джонатана Болдока соединила в себе керамику, текстиль, живопись, саунд-дизайн и даже перформанс. С помощью этих разноплановых жанров и материалов он размышляет о духовности и смертности; чувственности и взаимодействии тела с пространством. Один из результатов экспериментального подхода автора — антропоморфные скульптурные объекты, которые скрывают в себе немало биографических деталей.
Для многих современных художников керамика, благодаря своей пластичности и широкому полю для исследований, стала излюбленным материалом. Так произошло и в практике Джонатана Болдока — художник родом из английского графства Кент использует этот материал как основу для своих смелых скульптур, задействующих биологические формы. Большое влияние на творчество Болдока оказала его любовь к мифам и фольклору: это увлечение воплотилось в сюрреалистических и сверхъестественных характеристиках его работ.
В своих проектах художник неизменно делает акцент на контрасте между материальными качествами керамики и ткани. Так, он всеми силами старается устранить функциональную составляющую материалов, вместо этого создавая перформативные концепции. Благодаря этому его скульптуры подвергают сомнению зрителя, окружающие объекты и пространство, которое они занимают.
Экспозиция Facecrime. Фото: Jonathan Baldock
Одной из тем, которой автор посвятил целую серию работ, стала эволюция коммуникации. Свои размышления Джонатан Болдок представил на выставке Facecrime в 2019-2020 году. Проект объединил два типа объектов – маски или «лица», а также монументальные красочные колонны. Все работы выполнены из глазурованной керамики, поэтому сохраняют в себе несовершенства ручного труда и авторский почерк художника. С помощью забавной и игривой эстетики, отличающейся буйством красок, Болдок стремился отразить свои глубинные размышления о контрасте разных исторических периодов. А объединяя их в одной серии, автор пытается объяснить неразборчивое настоящее и представить далекое будущее.
Материальность глины и традиционная техника контрастируют с элементами цифрового мира, которые художник включил в своих работы, — например, эмодзи. «Впервые столкнувшись с феноменом эмодзи, я был оскорблен таким сильным упрощением моего внутреннего мироощущения и эмоционального интеллекта. Однако в работах Болдока они как будто бы выступают истинным человеческим лицом», — рассказывает о проекте художника куратор и галерист Крис Шарп.
Фото: Jonathan Baldock
Проект Facecrime получил продолжение в одноименной инсталляции для лондонской галереи Stephen Friedman. Вторая вариация керамических колонн объединилась под общим названием Facecrime (suspect), а преобладание ярко-синего цвета добавило всему проекту алхимическое свойство.
Работы из серии Facecrime (suspect). Фото: Jonathan Baldock
Эксперименты с телесностью продолжаются и в новых проектах художника. Так, в этом году он представил свои свежие скульптуры на выставке в галерее Nicelle Beauchene. Керамические объекты и настенные панно Grave Goods словно олицетворяют память об их изготовлении, во время которого автор использовал отпечатки собственного тела.
Работы из серии Grave Goods. Фото: Jonathan Baldock
Другая яркая тема, проскальзывающая в практике Болдока, связана с взаимоотношениями человека и природы. Цикл работ I’m Still Learning вдохновлен одноименным рисунком Франциско Гойи, однако, в отличие от мастера искусства романтизма, художник стремился изобразить альтернативную реальность, в которой люди могут восстановить способность соединяться со стихиями, снова синхронизируясь со своим естественным окружением и с самой планетой.
Работы из серии I’m Still Learning. Фото: Jonathan Baldock
Помимо глины, для создания работ автор использовал и другие натуральные материалы — пчелиный воск, мешковину, стекло ручной выдувки и дерево. Так Болдок хотел воссоздать материальные впечатления, связанные с пятью человеческими чувствами. По мнению автора, тело исцеляется и восстанавливает свое равновесие только в том случае, когда находится в гармонии с природой.
На обложке: экспозиция Facecrime. Фото: Jonathan Baldock.