Дизайн человека: предметы, вдохновленные образом тела
Приглашенный редактор Design Mate в этом месяце – известный провокатор Фабио Новембре. Уже в первом крупном проекте он обозначил главную тему своего творчества, и темой этой стало женское тело: дверной проем в бутике бренда Blumarine дизайнер украсил стройными, сложенными из блестящей золотой мозаики, женскими ножками. Потом были другие проекты, в том числе один из самых знаковых предметов дизайнера – стулья HER & HIM для Casamania, один из самых сексуальных предметов современного дизайна.
В этом материале рассказываем об этом и других проектах, которые преобразуют тело и его фрагменты в предмет дизайна.
Стулья HER & HIM, Casamania, 2008
Идеологически стулья HER & HIM – отсылка к знаменитому стулу Вернера Пантона, первому в мире, изготовленному из цельного куска пластика. Проект Новембре теперь не менее узнаваем. Он ироничный и в некотором смысле провокационный – немногие дизайнеры готовы отлить из пластика ягодицы.
Диван Divina, Driade, 2008
В том же году, уже для Driade, дизайнер сделал лимитированную серию диванов Divina. Спинка была выполнена в виде женской фигуры: облокотившаяся на локоть женщина словно приглашает присоединиться к ней на кушетке.
Кресло Nemo, Driade, 2010
Большой ценитель красоты тела, Новембре обращается и к лицам. Два года спустя после Divina он придумал для Driade еще один знаковый объект антропоморфического дизайна – сегодня не менее узнаваемый, чем скандальные стулья HER & HIM – кресло Nemo. Вдохновленное масками древнегреческого театра, оно буквально превращает пространство, в котором оказывается, в театральные подмостки, делая сидящего в кресле человека главным героем произведения.
Кресло UP5–Donna, B & B Italia, 1969
Другой знаковый объект, в котором нашло воплощение женское тело, – кресло UP5–Donna Гаэтано Пеше. Разработанный в 1969 для бренда B & B Italia объект – размышление дизайнера на тему сексизма. Если само кресло – это образ женщины, то привязанный к нему шар-пуф – это гиря, которая сковывает и обременяет. Сделанный из полиуретана предмет поставляли в вакуумной упаковке, и только когда кресло распечатывали, оно вдруг обретало свои «соблазнительные» формы. В этом году UP5–Donna исполняется 50 лет – бренд отмечает событие масштабной инсталляцией, которая появилась на Пьяцца-дель-Дуомо в рамках Миланской недели дизайна. Увеличенная, 8-метровая копия кресла, получила обновление в виде сотен вонзенных в него иголок, как символа насилия.
Кресло Body, Энтони Рэдмайл
Пока один дизайнеры умело балансируют на грани между провокацией и тонкой иронией, другие – провоцируют по полной. Так, кресло Body дизайнера Энтони Рэдмайла – химера из верхней и нижней частей женского тела, с дерзко расставленными ногами в черных туфлях.
2 Arms, Серж Муй, 1954
Не только на создание диванов и кресел, но и на создание ламп вдохновляет дизайнеров тело – в данном случае женское. Например, в этом светильнике французского дизайнера Сержа Муя легко угадываются очертания женской груди. Вместе с тем, дизайнер стремился сделать предмет напоминающим кинетическую скульптуру и говорил, что эти, созданные в 1950-х годах, люстры и бра стали «реакцией на итальянские модели, которые начали завоевывать рынок в то время» и, по ощущениям Муя, были «слишком сложными».
Tit Lamp, Studio Job, 1998
И если лампы Муя сложно назвать провокацией – они, напротив, лаконичны и сдержаны, – то светильники итальянцев Studio Job явно призваны смутить. Сделанные из муранского стекла бра – это тоже женская грудь, воплощенная в дизайне, но предмет выглядит куда более экстравагантно и вызывающе. Не случайно Studio Job сегодня – пожалуй, главные провокаторы в итальянском, а может и мировом, дизайне. Дизайнеры студии в шутку рассказывают, что идея появилась у них в мастерской муранских стеклодувов. На стенах у них висели плакаты с девушками пин-ап, и дизайнеры решили, что мастерам будет приятно выдуть из стекла что-нибудь сексуальное, грудь, например.
Shiva vase, Этторе Соттсасс, 1973
В этом контексте сложно не вспомнить другого известного итальянского провокатора – Этторе Соттсасса с его знаменитой вазой Shiva. Идея вазы, как видно из названия, пришла Соттсассу после путешествия по Индии.
Предметы коллекции Body Buddies, BNAG, 2019
Сегодня обращение дизайнеров к образу тела – это еще и повод поговорить о его несовершенстве. Воспевать доведенную до совершенства красоту больше не модно, куда важнее – дать право на существование недостатков. Этой идеи придерживается немецкая студия дизайна BNAG. Свою серию керамики Body Buddies они представили в этом году в рамках ярмарки коллекционного дизайна Nomad. В коллекции – тарелки, вазы и лампы, выполненные в форме различных частей тела: ушей, рук и ног. Смысл коллекции – в воспевании уникального человеческого тела. Эстетические свойства – под вопросом.
Глубокая миска – слепок с коленки, theend.shop
Нам куда больше нравится другой проект – российских керамистов theend.shop. Их керамика – это слепки реальных человеческих тел, превращенные в бытовые предметы вроде тарелок и мисок и объемные настенные скульптуры. Особенность предметов – запечатленные на их поверхности мурашки. Кстати, сделать слепок можно даже с собственного тела. «Человеческое тело для нас — одновременно вдохновение и холст для работы. Мы выбрали фарфор, потому что это самый изящный и тактильный материал. Фарфор от природы самодостаточен и чуток к телу. Он передает текстуру кожи: мурашки, шрамы, линии, отпечатки максимально искренне. Мы не вмешиваемся в этот процесс, а лишь доводим его до совершенства», – говорят о проекте дизайнеры.