Переосмысление русского стиля в мебельной капсуле «Шаровары»: от идеи до прототипа
Керамист и основатель студии Ceramum Анастасия Дуленко объединилась с дизайнерами Иваном Басовым и Семеном Лавданским для создания серии керамических изделий. Среди них – мебельная капсула The Trousers («Шаровары»), вдохновленная синтезом современного дизайна и русских народных промыслов. О том, как появилась идея, почему авторы остановили выбор на глине, и в чем заключается основной посыл капсулы – в новом материале.
Как появилась идея
Изначально мы хотели создать предметы мебели в керамике, которые бы объединяли дизайн и промыслы. Так случилась наша коллаборация с Иваном Басовым и Семеном Лавданским, в которой я отвечала за технологию и производство, а Иван и Семен – за форму. Один из результатов этого сотрудничества – мебельная керамическая капсула The Trousers, что в переводе означает «Шаровары». Она представляет из себя серию журнальных столиков разных габаритов, выполненных в единой стилистике.
Объединяющей идеей капсулы стали русские народные мотивы, лаконичные формы и монохромные цвета.
Керамический столик Шаровары №2
Хотелось взять что-то русское в формообразовании и переосмыслить это в современную форму, чтобы остался только легкий намек на мотивы, без прямой отсылки. Мы проработали несколько характерных образов в процессе исследования: кокошники, купола и другие традиционные формы. В результате мы остановились на шароварах, которые встречаются в различных исторических культурных «луках». Получился простой, лаконичный, запоминающийся образ журнальных столиков.
Эскизы и первые прототипы
У проекта не было жестких рамок и сроков, от идейного решения до воплощения в жизнь предметов прошло около года. Мы обменивались мыслями, референсами, выполнили большое количество поисковых эскизов и разобрали различные варианты реализации.
После выбора идеи мы перешли к следующему этапу – созданию 3D-моделей и их воплощению в объеме. У меня в мастерской установлен небольшой 3D-принтер, печатающий модели в пластике. Целиком объект на нем напечатать нельзя, поэтому мы делили модели на составные части. Затем необходимо было снять черновую кожух-форму, в нее отлить из гипса чистовую модель и только потом снять чистовую форму для работы с глиной. Когда формы высохли и были готовы, я закупила почти тонну шамота и начала создавать предметы.
Керамический столик Шаровары №3
Керамические столики Шаровары №1 и №2
Техника и материалы
Нам было важно, чтобы предметы были «живыми», носили отпечаток ручного труда. В этом нам помогли материал и техника исполнения. Глина – невероятно живой, пластичный и динамичный материал. Удивительно, как она застывает после обжига, отражая последнее касание мастера. Столы изготовлены из материала шамот – мы добавили в глину мелкую крошку уже обожженной массы. Этот материал очень прочный, не боится ударов, тепловых перепадов и имеет приятный теплый цвет после обжига.
Керамический столик Шаровары №1
Для создания предметов была выбрана техника набивки, когда в заранее подготовленную форму аккуратно выкладываются раскатанные вручную листы шамота и простукиваются мастером с помощью мешочков с песком. Далее они сглаживаются с использованием специального инструмента и сушатся до первого обжига. После этого наносится глазурь, и затем происходит второй обжиг при температуре 1200 градусов.
Основные сложности
При создании серии были свои подводные камни, ошибки и пробы пера, подбор цвета на пробниках и режимов обжига, согласования. На этапе создания форм мы не учли некоторые архитектурные нюансы, которые в каждом предмете нужно было доделывать руками. Столики долго сохнут, из-за своего размера они не помещаются в сушильный шкаф, поэтому изделия сохли естественным образом в мастерской. Чтобы ножки столов не повредились при сушке, мы решили оставлять перешейки, которые потом спилили после утильного обжига.
Мы уделили отдельное внимание цвету и отделке. Моя мастерская сильно зависит от поставки сырья, и этот процесс не всегда работает исправно. Поэтому между столиками есть разница по степени глянцевости, что дает неповторимость каждому отдельному предмету, но при этом также не позволяет предвидеть итог производства.
Керамический столик Шаровары №2
Керамический столик Шаровары №1
Перспективы и продажи
Когда мы обсуждали проект, то хотели выпускать изделия в средней ценовой категории, чтобы все могли позволить себе поставить предметы ручного труда в дом. Мы сразу не хотели идти в art design, отсюда и лаконичность форм, которые впишутся в разные интерьеры. Оставаться доступной, крафтовой, интересной и функциональной – основной посыл капсулы. Удерживать адекватную стоимость нам позволяет использование гипсовых форм, которые оптимизируют производство столиков.
Нам интересно расширять коллекцию предметов, создавать не только столики, но и вазы, лампы, кашпо и панно в едином стиле, но к этому мы вернемся уже после получения обратной связи от аудитории.
Стоимость столиков для покупателя варьируется от 20 000 до 45 000 в зависимости от модели. Цена складывается из себестоимости материалов, часов, затраченных на работу, налогов и непосредственно части, которая составляет прибыль. При этом стоимость производства форм, экспериментов и прочего учитывается минимально, так как мы предполагаем высокую тиражность изделий, а каждая форма может выдержать до нескольких сотен набивок.
Керамические столики Шаровары и модульные столики The Seeds
Фото предоставлены автором.