Визуальная приватность: мебель для уединения
Войлочные ширмы, кресла для интровертов и другие способы дизайнеров решить проблему отсутствия личного пространства.
Личное пространство в современном мире – необходимая роскошь. Модель открытых пространств, особенно офисных, когда-то считалась наиболее демократичной (свобода общения, равные возможности и командный дух вместо рангов и условностей), но теперь не выдерживает критики – соответствующие исследования появляются с завидной регулярностью то в Washington Post, то в Science Direct. Проблема кажется очевидной: человек в офисе с планировкой «open space» практически не может уединиться для того, чтобы сосредоточиться на творчестве или побыть наедине с собой.
Чтобы вернуть в нашу жизнь приватность, дизайнеры мебели придумывают полузакрытые пространства – своеобразные ниши для работы и отдыха и глубокие кресла с высокими спинками, которые позволяют почувствовать некую изолированность. Справедливости ради, стоит сказать, что одним первых из таких предметов стало знаменитое кресло Egg датского архитектора и дизайнера Арне Якобсена. Придуманное еще в 1956 году для лобби копенгагенского SAS Royal Hotel, это кресло спроектировано таким образом, чтобы развернувшись в нем, можно было абстрагироваться от окружающих суеты и шума. Чуть позже, в 1963 году, появился еще один предмет – классика интровертного дизайна, кресло-шар Ball Chair финского дизайнера Ээро Аарнио, которое тот придумал как удобное место для работы.
Актуальность проблемы обозначили снова на январской сессии Maison & Objet 2017 – темой выставки стало молчание, тишина, безмолвие – Silence. Выступая средством защиты от бесконечных слов и образов, тишина противостоит информационному шуму, позволяет отбросить все лишнее и сконцентрироваться на важном. Тема заставила дизайнеров в очередной раз обратить внимание на проблему шума и отсутствия личного пространства в современном мире.
На выставке были представлены сразу несколько объектов, которые должны разрешить эту проблему. Один из них – войлочные ширмы Nascondino студии Pierre-Emmanuel Vandeputte. Это напольные системы, изолирующие человека от звуков внешнего мира. Они позволяют сконцентрироваться на внутренних ощущениях и побыть наедине с собой. Мягкий светлый войлок, напоминающий листья эвкалипта, легко крепится на деревянный каркас. Отсутствие деталей, чистый цвет и простота эксплуатации позволяют назвать «интерьерный кокон» воплощением чистого функционального дизайна.
Другой предмет студии Pierre-Emmanuel Vandeputte – войлочная перегородка Diplomate. Разработанная в сотрудничестве с французской студией дизайна Designez-Vous, она должна сохранять дистанцию между людьми, даже если они сидят за одним столом.
Похожий предмет примерно в то же время появился у датской студии дизайна De Vorm. Они, правда, пошли дальше и вмонтировали в свисающую на тонких шнурах войлочную перегородку люминесцентную лампу, которая дает равномерное освещение для обеих сторон. Концепция та же – отделить личное пространство одного человека от пространства другого, создав тем самым иллюзию уединения. Войлок в данном случае используется как материал, способный поглощать шум окружающего мира, ведь в моменты напряженной работы помешать может даже стук по клавиатуре за соседним столом.
Помимо ширм дизайнеры придумывают и более сложные пространства. Свою коллекцию офисной мебели лондонская студия PearsonLloyd представила на чикагской мебельной выставке NeoCon в июне прошлого года. Один из самых масштабных проектов коллекции – лаундж-зона из двух диванов, скрытых перегородкой. Она должна стать пространством для отдыха, местом, где можно поговорить или подумать, не отвлекаясь на офисный шум.
«Разграничение пространства и уединение всегда были для нас важным вопросом. Как создать помещение в помещении? Как организовать зоны уединения в открытом пространстве?» – комментирует ситуацию французский дизайнер Эрван Буруллек. Вместе с братом Ронаном он разработал Workbays – микроархитектурную систему, которая по-новому определяет рабочее пространство. Придуманная для Vitra, такая система имеет множество конфигураций, но в центре ее всегда остаются человек и его потребности. Корпус Workbays состоит из алюминиевых трубок, обтянутых полиэфирной тканью – она приятна на ощупь, визуально привлекательна и к тому же поглощает шум.
Мебель с высокими спинками, кресла и диваны, погрузиться в которые можно как в мягкий кокон, тоже никуда не делись. Установленные отдельно или сформированные в «мягкие» зоны, они позволяют укрыться от суеты и сосредоточиться на собственном творческом процессе.
Возвращаясь с работы домой, человек продолжает искать уединения и покоя, тишины. Нам хочется оградиться от мира и забыть о социальных связях хотя бы на некоторое время. Вдохновленные антиутопией «1984» Оруэлла, где герои книги не могли чувствовать себя приватно даже в собственной квартире, дизайнеры придумывают мебель и для уединения в доме. Диван испанцев Альваро Гоула и Пабло Фигера так и называется – Orwell. При необходимости он превращается в палатку.
Другой пример реализации концепции «комната в комнате» – диван Alcove Vitra, еще один результат сотрудничества компании с братьями Буруллек. Благодаря высоким спинке и боковым панелям диван создает в окружающем пространстве нишу, защищенную от внешних звуков.
Мы не знаем, когда личное пространство снова будет в приоритете, но пока у нас есть дизайнерские решения, которые помогают почувствовать себя наедине с собой даже в шуме окружающего мира.