Японский минимализм от Наото Фукасава
Создавать дизайн – значит придавать форму ценностям, которыми люди негласно делятся друг с другом и к которым стремятся. Наото Фукасава подмечает эти ценности и делает точный набросок. Его способность визуализировать "незримые стороны" вещей нелегко объяснить, но смотришь на его работы и убеждаешься – умеет.
Наото родился в 1956 году. Окончил факультет искусства и трехмерного дизайна Университета искусств Тама. В Токио Фукасава основал азиатский филиал IDEO, в 2002 году - открыл собственное дизайнерское бюро Naoto Fukasawa Design, тогда же его пригласили в консультационный комитет компании MUJI, где он получил престижную премию «iF Gold Award» за дизайн проигрывателя компакт-дисков. Его авторству принадлежит бренд plusminuszero (±0), производящий предметы домашнего обихода, от чайников и тостеров до зонтиков и вентиляторов.
Фукасава сотрудничает со многими лидирующими компаниями и брендами в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Испании, Скандинавских странах и Азии: B&B Italia, Driade, Artemide, Magis, Matsushita Electric Works. Его принцип - искать намеки в бессознательном поведении человека, эту концепцию Наото назвал Without Thought. Он проводит мастер-классы для дизайнеров по всему миру и учит их «творить без мыслей».
Дизайнер придерживается принципов японского минимализма, стремится к простоте и функциональности, отказу от излишнего материализма и консьюмеризма.
В 2006 году Наото вместе с Джаспером Моррисоном устроил выставку Super Normal. Джаспер вспоминал, как во время Salone del Mobile 2005 в Милане беседовал за чашкой чая с Такаши Окунтани. Рассказывал о сотрудничестве с Muji, о дизайне столовых приборов для Alessi, о своем новом подходе к дизайну – отказу от «дизайна в дизайне», и привел в пример алюминиевые стулья Наото Фукусава Déjà vu для Magis. «В них есть какая-то особая «нормальность» - сказал Джаспер. И тогда Такаши воскликнул: «Они сверхнормальные!» - так родилось название выставки.
Алюминиевые стулья Déjà vu породили целое семейство мебели из прессованного алюминия: в комплекте - барные стулья и стол. В результате получилась вполне знакомая история, но в то же время современная и универсальная.
А Джаспер Моррисон в 2010 году выпустил коллекцию деревянных стульев HAL для VITRA, в очередной раз доказав отсутствие необходимости в ненужных деталях в дизайне.
Дизайнеры стремятся по-японски взглянуть на дизайн и отказаться от излишеств уже давно. Достаточно вспомнить легендарные в своей простоте стулья Eames от Чарльза и Рэя Имз.