Panton Chair: стул, опередивший время
Разработанный Вернером Пантоном для Vitra ровно 50 лет назад, Panton Chair сегодня – одна из самых узнаваемых икон дизайна XX века. Это первый стул, изготовленный из цельного куска пластика, наиболее передового материала на тот момент.
Единого мнения о том, как создавался знаменитый стул, у историков дизайна нет. Одни утверждают, будто свою идею Пантон позаимствовал в мастерской Арне Якобсена, другие сравнивают экстравагантный Panton Chair с моделью стула Zigzag Геррита Ретвильда, представленного еще в 1933 году – в частности, их объединяет плоское напольное основание и Z-образная форма. Известно, однако, что работу над собственной моделью Пантон начал в начале 50-х годов, а в 1956 году впервые представил эскиз яркого пластикового стула на Европейском Конкурсе Мебельного Дизайна. Тогда Panton Chair, как и всю коллекцию датского дизайнера, приняли прохладно – непросто было найти производителя, который возьмется за такой экспериментальный проект.
В 1960-м году стул впервые получил материальное воплощение. Тестовый образец был изготовлен компанией Dansk Acryl Teknik с использованием прессованного полистирола и был абсолютно непригоден для сидения. Эта модель служила единственной цели – помочь Пантону найти производителя, который сможет по достоинству оценить его идею и будет готов взять на себя все финансовые риски, связанные с реализацией проекта.
Panton Chair на обложке датского журнала Mobilia, 1967
В поисках производителя Пантон несколько лет путешествовал по Европе вместе со своим стулом, пока в в 1963 году не познакомился с отцом и сыном Вилли и Рольфом Фельбаумами, производителями мебели из Базеля. Очарованные идеей производства монолитного пластикового стула, они решили запустить его в массовое производство под брендом Vitra. Тогда один за другим были созданы примерно десять прототипов из полиэстера, ламинированного вручную и укрепленного стекловолокном – цель была достигнута: дизайнерская идея, потенциал материала и технические требования производства были приведены к общему знаменателю, и на свет появился Panton Chair. В начале 1967 года стул из холоднопрессованного укрепленного стекловолокном полиэстера был выпущен ограниченной серией 100 экземпляров.
В августе того же года датский журнал Mobilia опубликовал фотографию нового стула на обложке. Это стало международной сенсацией.
Несмотря на неожиданный успех Panthon Chair, работа над проектом продолжалась. Длительный и дорогостоящий процесс производства, а также слишком большой вес конечного продукта не устраивали ни дизайнера, ни производителя. Поэтому когда в 1968 году был открыт новый материал, пенистый полиуретан, стулья начали отливать из него. Это позволило увеличить объем производства, но роль ручной работы не уменьшило: пористую поверхность стула по-прежнему нужно было долго шпаклевать и шлифовать. И все же, эта версия Panton Chair уже представляла собой эстетическое достижение: ее гладкие линии, модельные формы и отражение света на гладкой блестящей поверхности подчеркивали скульптурные характеристики стула.
Процесс работы над Panton Chair
Два года спустя компания открыла для себя еще один многообещающий материал – термопластиковый полистерин (Луран S). Он позволял эффективно использовать метод заливки пластмассы в форму под давлением. Стул производился из предварительно окрашенных пластиковых гранул и не нуждался в ручной обработке. К сожалению, версия Luran S оказалась менее износостойкой, чем предполагалось изначально, – стулья начали ломаться. К концу 1970-х огромное количество жалоб поставили под угрозу репутацию Vitra, а изменение в общественном восприятии пластиковой мебели как дешевой и неэкологичной и вовсе привело к прекращению производства Panton Chair.
В начале 1980-х Пантон снова стал искать производителя, и в 1983 году за дело взялась компания Horn. Они решили вернуться к пенистому полиуретану, который хоть и усложнял процесс производства, был упругим и износостойким. В 1990 году права на производство стула снова перешли к Vitra. Компания отпраздновала «возвращение блудного сына» на свою линию производства мероприятием «Hommage а Panton», на котором несколько ведущих дизайнеров представили свои собственные творческие вариации Panton Chair.
В конце 90-х годов, спустя более 30 лет после начала массового производства стула, новые возможности производства позволили изготовить его в соответствии с изначальной концепцией — из прочного пластика сквозного крашения с лакированной матовой поверхностью. Первоначальная версия этого стула с глянцевой лакированной отделкой выпускается Vitra и сегодня — под именем Panton Chair Classic.
«Как раздеться перед мужем», журнал Nova, 1971
Кейт Мосс на обложке британского Vogue, 1995
Синтез формы, материала и производственной технологии сделали Panton Chair символом дизайна 60-х, но чтобы войти в историю, ему нужно было доказать свой вневременной характер и не раз появиться в разных контекстах.
Когда фотограф Брайан Даффи выбрал ярко-красный Panton Chair в качестве реквизита для своей серии снимков «Как соблазнить собственного мужа» с известной певицей Амандой Лир в главной роли, контекст был определен – стул стал идеальным средством рекламы. Гладкий, элегантный и сексуальный, он нашел отражение в многочисленных коммерческих фотографиях и прочно закрепил свой ультрасовременный статус. Фотосессия с участием обнаженной супермодели Кейт Мосс, которая позировала на красном стуле Panton Chair для обложки журнала Vogue, прочно вошла в историю, а вместе с ней и сам стул, первый предмет мебели в эстетике поп-культуры.
Сегодня Panton Chair – вдохновитель для многих молодых дизайнеров, которые пытаются постигнуть простоту форм знаменитого стула. Это – фотопроект дизайнера Ng HK, который снимал Panton Chair на улицах Сингапура. Проект получил главный приз Merit at the Space Nurtures Competition 2012.