Мебель и декор из папье-маше: потенциал бумажной массы в дизайне
Папье-маше давно вышел за рамки детского творчества и изобразительного искусства: сегодня из этого материала создают все больше полноценных предметов мебели и декора. Дизайнеры в первую очередь ценят его за неожиданную прочность, тактильную фактуру и экологичность. Рассказываем о пионерах в изготовлении объектов из бумажной массы, их подходах и ярких творениях.
Микс устойчивости и эстетики
Незачем отказываться от эстетики в пользу устойчивости и наоборот, — уверены дизайнеры, выбирающие папье-маше в качестве ключевого материала для своих объектов. Например, Ровена Морган-Кокс решила запустить проект, полностью основанный на таком подходе. С помощью собственного бренда Palefire она формирует новый взгляд на домашний декор. Яркие объекты марки контрастируют с неизменно популярной минималистичной стилистикой: в них четко прослеживаются отголоски таких направлений, как ар-нуво, модернизм и абстрактный экспрессионизм. При этом фирменная эстетика идет рука об руку с ответственными методами изготовления изделий.
Настольные лампы из переработанной бумаги. Фото: Palefire
В первой коллекции бренда под названием U/V представлено восемь декоративных светильников, выполненных из переработанной бумажной массы. Помимо бережного и продуманного подхода к материалам, дебютная серия раскрывает и другую важную характеристику бренда — модульность конструкций. Например, конусообразные и куполообразные плафоны могут одновременно использоваться для разных типов светильников. Все изделия Palefire изготавливаются в небольшой семейной мастерской недалеко от Барселоны: здесь бумажные отходы перерабатываются, формуются под давлением и высушиваются на открытом воздухе.
Экологичная альтернатива пластику
Французский дизайнер Винсент Дасси предлагает использовать бумажную массу в качестве замены других, менее экологичных материалов. Он сформулировал концепцию, которая смягчает воздействие дизайн-индустрии на окружающую среду: идея фокусируется не на новых способах производства, а на нестандартных вариантах применения материалов.
Фото: © Vincent Dassi
Проекты Дасси демонстрируют потенциал локального и устойчивого производства предметов быта. Для создания своих объектов дизайнер использует размоченные бумажные или картонные отходы, к которым затем вместо клея добавляет рисовый крахмал. Полученная масса похожа на глину, благодаря чему принимает практически любую форму. Так, Винсент Дасси уже изготовил с помощью нее стул, журнальный столик, лампу, пылесос и даже гитару. На сайте своего проекта Pulp It дизайнер делится рецептом материала, чтобы как можно больше людей могли попробовать свои силы в создании объектов. Автор отмечает, что, хотя масса потенциально способна заменить пластик во многих случаях, у нее есть несколько недостатков: например, отсутствие водостойкости, потеря формы и грубая эстетика, которая может понравиться не всем.
Простота изготовления и отсутствие мусора
К экспериментам с папье-маше Жаклин де ла Фуэнте пришла из текстильного дизайна. Девушка сфокусировалась на создании скульптурных ваз и сосудов из бумажной массы не просто так: по ее словам, эта техника более доступна в домашних условиях. Под брендом DE LA JARDIN Жаклин вручную делает объекты из всевозможных бытовых отходов, от коробок из-под яиц и картонных упаковок до журналов и ненужной почты. Некоторые изделия она оставляет в их естественных оттенках, в то время как другие окрашивает при помощи натуральных пигментов.
Вазы Жаклин де ла Фуэнте. Фото: MAH Gallery
Жаклин ценит процесс создания изделий из папье-маше за медитативность: соединяя бумажную массу с клеем, мукой и небольшим количеством специальной смеси, она медленно и тщательно изготавливает каждый объект.
Переосмысление традиций
Богатая история бумажного искусства всегда привлекала художницу и дизайнера из Бруклина Ханну Бигелейзен. Она начала изготавливать трехмерные объекты из этого материала во время обучения в университете. Ханну поражают свойства бумаги, находящиеся на грани скульптурной формы и текстиля.
Лампа по дизайну Ханны Бигелейзен. Фото: Daniel Cochran
Художница сделала целую коллекцию ламп из папье-маше для проекта Sight Unseen. Светильники имеют геометрические основания, отлитые из хлопчатобумажной массы и гипса – смеси, которая создает характерную неровную поверхность, – а абажур сделан из тонкой мраморной бахромы. Дизайнер отмечает, что такое сочетание делает форму более текучей и приковывает взгляд.
На обложке: ваза из папье-маше, Жаклин де ла Фуэнте (DE LA JARDIN). Фото: MAH Gallery.