Серия Quaderna: возрождение иконы радикального дизайна
Легендарная итальянская фабрика Zanotta, изменившая представление об удобстве мебели, выпустила три новинки. Эстетика серии Quaderna, созданной в 1970-х годах архитектурной группой Superstudio, воплотилась в рабочем столе, низком столике и ковре. Рассказываем, как радикальные идеи Адольфо Наталини и Кристиано Торальдо ди Франчиа стали символом утопической эпохи, и почему их объекты не теряют своей актуальности даже спустя десятилетия.
Первые объекты Quaderna появились 50 лет назад, но их строгие формы и простая эстетика становятся объектом желания и сегодня. Создатели знаковых предметов – итальянцы, участники радикального коллектива Superstudio Адольфо Наталини и Кристиано Торальдо ди Франчиа – во многом опередили свою эпоху. 70-е годы прошлого века — это время революционных изменений и переосмысления дизайн-наследия, но также и время утопии. Объекты из серии Quaderna стали синонимом опровержения не только актуального статуса дизайна, но и всего социального контекста: их авангардный стиль, с одной стороны, провоцирует, а с другой — создает стимул для будущих представлений о функциональности и красоте.
В основу Quaderna легла одна из самых известных работ группы Superstudio — Monumento continuo. Архитектурная модель, разработанная в ответ на устаревшие методы городского планирования 1960-х годов, олицетворяла тотальную урбанизацию и мрачную сеть, охватывающую весь мир. Istogrammi, или теория бесконечного мира объектов, построенных на основе пространственной сетки, привела к идее Quaderna — мебели, адаптируемой к различным масштабам и основанной на правильных геометрических формах. Согласно видению Superstudio, пространство нового времени должно быть максимально демократичным, без исторических, стилистических и материальных отсылок.
Superstudio (Кристиано Торальдо ди Франчиа, Джан Пьеро Фрассинелли, Алессандро Магрис, Роберто Магрис, Адольфо Наталини). The Continuous Monument: On the River, project (Perspective), 1969. Фото: MoMa
Серия Quaderna, которая в годы своего создания называлась Misura M, включала в себя стол, кровать, стул, скамью, журнальный столик, табурет и другие предметы. Все они были выполнены в единой узнаваемой эстетике — деревянные конструкции, покрытые пластиковым ламинатом квадратной формы.
Группа Superstudio. Фото: Toraldo di Francia Filottrano Archive
Название Quaderna знаменитые объекты получили благодаря фабрике Zanotta, которая с 1972 года начала производить серию. Поверив в новаторские идеи коллектива, Аурелио Занотта сыграл ключевую роль в том, чтобы их воплощение увидела широкая аудитория. Столы, столики и консоль разных размеров стали результатом высокоточного промышленного производства и безупречного мастерства Zanotta.
Каждый предмет из серии Quaderna изготавливается из древесины с полой сердцевиной. Ключевая деталь и основа знаменитого рисунка – сетка из белого ламината – создается при помощи цифровой печати. Zanotta бережно хранит ремесленный дух, добавляя каждый кусочек ламината вручную в строго определенной последовательности, на что уходит около восьми часов. Сетчатый рисунок остается непрерывным в трех плоскостях, а межосевое расстояние всегда одинаково — такого эффекта удается достичь благодаря использованию цельного листа ламината. Оригинальная идея требует особой осторожности и адаптации к современным реалиям производства. Так, чтобы выровнять все стыки элементов с точностью до миллиметра, предметы нельзя разбирать во время транспортировки. Однако эта дополнительная сложность лишь повышает ценность революционной концепции.
Стол Quaderna 2750. Фото: Simone Barberis
В этом году «архитектурные формы», как принято называть серию Quaderna, пополнились новыми предметами — письменным столом, низким столиком и ковром. Последний стал особенно неожиданным дополнением мебельной линейки. Будто запечатлевший одну из геометрический форм, предлагаемую Superstudio, предмет выполнен в единой цветовой гамме. Белый фон и черная сетка соответствуют оригинальному дизайну, а ручная работа и натуральные материалы – новозеландская шерсть и хлопчатобумажное полотно – в очередной раз демонстрируют приверженность фабрики высокому качеству.
Коллекция предметов Quaderna. Фото: Simone Barberis
Ковер Quaderna 150. Фото: © Zanotta
Несмотря на разницу в пять десятилетий, два поколения предметов Quaderna, 1970-х и 2020-х годов выпуска, выражают одинаковые ценности — свободу интерпретации, откровенный вызов привычным представлениям о функции дизайна и неподдельный интерес к новым концепциям, материалам и технологиям.
На обложке: Nr. 2600, Quaderna Superstudio, 1969. Фото: © Zanotta.