Мода и свет: роль освещения в дизайне бутика
Лучший проект модного бутика начинается с продуманной системы освещения. Свет подчеркивает индивидуальные особенности продукта, формирует настроение, в котором мы оцениваем новую вещь, и, в конечном счете, заставляет нас сделать выбор: купить или нет. И если раньше архитектура света была более-менее понятной и простой, сегодня, с появлением светодиодов, она становится все более изобретательной. Внедрять свет теперь можно в любые архитектурные элементы, и это, конечно, дизайнеру на руку. Модный бутик становится огромным полем для экспериментов, и при успешном воплощении проекта – торговой площадкой, эффективной как никогда раньше.
Вместе с тем, свет это не только инструмент маркетинга, но и способ общения, язык, на котором бренд говорит со своим покупателем. Так, для проекта бутика ювелирного бренда Elluxus Baku дизайнеры использовали атмосферный теплый свет вдохновленной облаками люстры бренда MM Lampadari. Свет отражается в стеклянных пластинах, проходит сквозь стекло и рассеивается, плавно освещая пространство вокруг. Он формирует эксклюзивную атмосферу, в которой гость чувствует себя в безопасности и готов к приятным покупкам. В римском бутике Roberto Coin Jewellery – та же эксклюзивная атмосфера, но теплый свет комбинируется с холодным, что подчеркивает современный и актуальный дизайн украшений марки.
Сегодня у дизайнера есть огромное множество инструментов для управления светом, а самый частый прием, который используют, это отраженный свет, тот, который падает на потолок и стены и отражается от них, а не подсвечивает, как прожектор, сам предмет. Часто, проектируя освещение, дизайнер отталкивается от архитектуры пространства, но всегда главное – это технический свет, именно он формирует комфортную среду. Декоративные светильники, конечно, тоже используют, но они выступают как дополнительный элемент интерьера, формируют пространство.
Современные бутики мало похожи на привычные магазины: это скорее красиво обставленная лаундж-зона, где в приятной атмосфере можно рассмотреть и примерить полюбившиеся вещи. Декоративный свет – украшение такого интерьера. По итогам Миланской недели дизайна мы выбрали светильники из новых коллекций итальянского бренда MM Lampadari, актуальные для дизайна бутика.
Вдохновленная природой и гармонией пространства коллекция «Leaf» – проект итальянского дизайнера Маттео Цорценони. Металлическая структура люстры – в отделке золотого или медного цвета – напоминает то ли распустившийся цветок, то ли налитую солнцем гроздь. У люстры несколько вариаций – с двумя, четырьмя, двенадцатью и двадцатью четырьмя плафонами, – которые можно использовать в зависимости от площади пространства. Кроме того, в коллекцию вошли торшер и бра.
«Chill» – серия графичных, напоминающих атомы, светильников с круглыми плафонами из черного полированного металла и муранского стекла. Простая, но динамичная форма акцентирует внимание и превозносит светильник до уровня арт-объекта. «Clessidra» – еще один модульный подвесной светильник с чистыми элегантными формами. В структуре плафона – две чаши: одна «смотрит» вверх, а вторая вниз, сочетая в светильнике рассеянный и отраженный свет. Между ними – металлическое золотое кольцо, и вместе они соединены простой черной трубкой. Светильники «Clessidra» можно использовать как одиночный подвес, а можно собирать в масштабные композиции – все зависит от площади пространства и конкретных целей дизайнера.
Подвесные светильники и бра «Moonlight» напоминают луны. Диск из молочного стекла заключен в металлический обруч матового черного или блестящего золотого цветов. В качестве дополнительного декора – металлическая пластинка, вырезанная ломтиком круга. Лампы доступны в двух размерах: диаметром 30 и 40 см. «Arch», «Pepilon» и «Dots» – коллекции изящных ламп с металлическими трубками, отсылает к визуальным образам 1970-х годов. Металлические трубки, аккуратно изогнутые или полностью прямые, сочетаются с белыми стеклянными сферами цвета опала в идеальном балансе.
Особенность коллекции «Pineapple» – это сочетание рельефной керамической базы с глянцевым стеклом, в то время, как коллекции «Rays» и «Balloton» представляют собой комбинацию прозрачного стекла с ромбовидным орнаментом и металлической структурой. Использование муранского стекла – это не только дань венецианским традициям, но и способ создания изысканной игры света.
Светильники из коллекции «Pill», несмотря на их стильный дизайн, тоже сделаны по старинной технологии, которую в Венеции мастера-стеклодувы используют уже много лет. Техника подразумевает выдувание стекла внутри металлической сетки. «Arabesque», в свою очередь, черпает вдохновение в арабских мотивах. У светильников коллекции – стеклянные абажуры с геометричными узорами в духе сложного восточного орнамента. В линейку вошли эффектные подвесные люстры и настольные лампы, разработанные дизайнером Уффичо Текнико. Он, кроме того, разработал серию невероятно стильных, напоминающих вырезанные из полосок бумаги фонари и отсылающих к готике, светильников «Cage».
В основе воздушной структуры светильников коллекции «Fili» от еще одного дизайнера марки, Кристиана Пикколо, – черные и белые металлические прутья. Каркасные плафоны напоминают изящные геометрические формы: шар, эллипс или усеченный конус.