Почему система раздельного сбора мусора не работает и при чем тут дизайн?
Мы часто касаемся темы утилизации отходов, recycle, upcycle, экологичного дизайна. Не так давно мы писали о появлении удобной и доступной системы сортировки от проекта «Собиратор». Но, скажите честно, стали ли вы пользоваться раздельными контейнерами или вас что-то останавливает? Наш колумнист Вероника Марфина предлагает присмотреться к системе повнимательнее и на примере объясняет, в чем заключаются ее ошибки с точки зрения дизайна.
Вероника Марфина дизайнер, основатель агенства для устойчивого развития We Future
Подходит человек в парке к мусорному баку и видит на нем надпись «смешанные отходы». «Мой стаканчик из-под мороженого — это смешанный отход?” — думает человек, — «А может, смешанный — это когда смешали материалы в одной упаковке? Или смешанный — это когда разный мусор можно в один бак кидать? Но в баке со вторсырьем тогда тоже получаются смешанные отходы — там и пластик, и металл, и бумага. Хмм...» Иконки косточки от рыбы и подгузника на баке еще больше запутывают и не помогают понять, что же делать со стаканчиком. Получается, чтобы выполнить простое действие, человеку приходится провернуть серьезный мыслительный процесс. Но последнее, что люди хотят делать, это мыслительно напрягаться, стоя перед мусорным баком. Так и не разобравшись со своей дилеммой, человек бросает годный для переработки стаканчик из-под мороженого в смешанные отходы, и уходит дальше гулять.
Люди, которые достигли «высшего уровня» в сортировке мусора и бережно моют каждую пластиковую упаковку перед тем, как отдать ее на переработку, часто расстраиваются, когда видят, как другие бросают что попало в контейнер со вторсырьем. Доверие к такой системе переработки, когда в баках оказывается все подряд, довольно низкое. А что, если виноваты не люди, а сама эта система, в которой сложно разобраться?
Несколько месяцев назад наше агентство работало над экологичной стратегией коворкинга Cabinet Lounge. Часть работы касалась переработки мусора. Сотрудники коворкинга установили раздельные контейнеры в зоне кофе-пойнта, заключили контракт с Собиратором, но работало это не очень эффективно, и мусор оказывался не в своих контейнерах. Проведя небольшое исследование и понаблюдав за людьми, мы поняли, что система не интуитивна. Несмотря на то, что на контейнерах написано, для какого типа мусора они предназначены (пластик, стекло, бумага и несортируемые отходы), нигде не говорится, что делать с конкретными вещами, которые чаще всего выкидываются в кофе-пойнте: чайными пакетиками, стаканчиками, палочками для смешивания, салфетками и тд. Салфетка — это бумага или несортируемые отходы? А крышка от стаканчика — из перерабатываемого пластика или нет? Мы наблюдали, как некоторые люди пытались просунуть одноразовый стаканчик в контейнер с бумагой, несмотря на то, что отверстие в контейнере было узким, и он туда не влезал. То, что стаканчики внутри покрыты тонким слоем пластика и поэтому на переработку не принимаются, знают не так много людей. Около контейнеров была инструкция, но она была такая маленькая, и с таким большим количеством текста, что ее никто не читал.
Мы поняли: чтобы сделать раздельный сбор мусора в коворкинге более эффективным, нужно научить людей пользоваться этой системой. В нашей стране переработка только начинает набирать обороты, и не все ещё к ней привыкли. Но учить нужно, не обучая — если сделать лекцию, как сортировать мусор, вряд ли на неё придёт большое количество резидентов, всем не до этого. Да и тема, честно говоря, скучная. Мы решили, что в этой задаче нам поможет новая инструкция: такая, что за несколько секунд позволит понять, в какой контейнер выбрасывать то, что у вас в руках.
Во-первых, инструкция должна располагаться над контейнерами на уровне глаз — так ее не придётся искать.
Во-вторых, она должна учитывать особенности того места, где установлена. Мы определили самые популярные предметы, которые выбрасываются в кофе-пойнте, и указали их в инструкции. Также, мы подробно изучили, что принимает Собиратор (оказалось, что очень многое), и теперь в инструкции указаны пластиковые карточки и перечислены все типы пластика, которые принимаются на переработку.
В-третьих, инструкция должна быть максимально быстрой в использовании. Мы оставили минимум текста и дополнили его графичными иконками. Теперь не придётся долго думать, куда выбрасывать чайный пакетик — он нарисован над соответствующим контейнером. Еще мы отказались от названия «несортируемые отходы» – оно вообще не дает понять, что выкидывать в этот бак. Подумав, мы заменили его на «Остальное» – если вещь не попадает под категории «пластик», «бумага», «металл» или «стекло», — значит, кидаем в «Остальное».
В-четвёртых, инструкция должна вписываться в интерьер и выглядеть его частью — эстетическая составляющая очень важна.
Новая инструкция существенно улучшила сервис. Резидентам стало проще пользоваться контейнерами, а сотрудникам клининга — проводить дополнительную сортировку перед сдачей в Собиратор.
Описанный выше процесс – часть сервисного дизайна. Мы провели исследование задачи, выявили слабые стороны, проанализировали поведение людей и пришли к выводу, что новая инструкция поможет улучшить всю систему. Так и вышло. Дизайн помог сделать систему сбора мусора на переработку более эффективной и удобной для пользователей.
Если вы хотите улучшить систему сбора мусора на переработку, проанализируйте существующий сервис. Возможно, стоит пересмотреть всю систему, а может вам будет достаточно поставить баки в более удобное для их использования место. Может получится, что выбранное решение не сделает вашу систему сразу на 100% эффективнее, и понадобится, например, провести небольшое обучение. Или вы заметите, что ваша графика в инструкции все равно путает людей, и придумаете новое визуальное оформление — анализ и улучшение применяемых решений являются частью сервисного дизайна. И пусть, глобально система раздельного сбора зависит от инфраструктуры, — сделать ее более эффективной и популярной среди людей поможет именно дизайн.
На обложке корзины для раздельного мусора от Mizetto — Arkityp, Arkiv и Arkad.