Q&A: Александра Фалиштынская
Александра Фалиштынская — основатель и креативный директор бренда интерьерных тканей и декоративного текстиля the.DOT.home.
В какой технике ты работаешь?
the.DOT.home стартовал в 2018 году. На запуске проекта во время ярмарки современного искусства Cosmoscow мы показали шесть льняных коллабораций с разными авторами: тотальную инсталляцию, мебель, ковры, декоративные подушки и керамику. Сегодня основным нашим продуктом являются интерьерные льняные ткани. В текущей базовой коллекции есть около 50 дизайнов и цветов. Буквально пару недель назад мы запустили свою библиотеку принтов — авторские дизайны, разработанные нами и специально для нас молодыми авторами, в том числе, современными художниками. Дизайны можно напечатать на любой нашей однотонной льняной основе. Первая коллекция набивных льнов называется ZODIAC, в нее входят 12 принтов — по одному на каждый знак зодиака.
Когда ты решила, что станешь заниматься дизайном?
В дизайн я пришла окольными путями. До 2016 года я долгое время работала в медиа, развивая маркетинг крупных глянцевых изданий. Потом сотрудничала с галереей «Гридчинхолл» — мы продюсировали и продавали современных художников на запад. В 2017 году я разработала серию декоративных панно в смешанной технике и представила их на биеннале современного искусства во Флоренции. После этого занялась как раз текстилем.
На кого ты училась и как это отразилось на твоём творчестве?
Во время затяжной поездки во Флоренцию осенью 2017 года, где я принимала участие в XI Флорентийской биеннале современного искусства в качестве художника, я параллельно училась ксилографии в Fondazione Il Bisonte. Сделав серию работ на бумаге, я подумала, что они классно смотрелись бы на ткани. Вернувшись в Москву, я закончила курс по декорированию интерьера в Британской высшей школе дизайна. Узнав кое-что о цвете и композиции в раппортах ткани, я отрисовала эскизы, которые стали основой для первой коллекции авторских льняных жаккардов, сотканных на исторической текстильной фабрике.
Где ты работаешь над своими проектами?
У нас есть небольшой офис/шоу-рум на «Московском шелке», где мы принимаем гостей и клиентов. Там работает моя команда — директор по развитию Наташа Костомарова и менеджер Полина Гуткович. Мой личный рабочий процесс происходит в основном дома за городом, где, собственно, все и начиналось. Я более продуктивна, когда нахожусь наедине с собой, медитативно раскладываю палитры, щупаю основы, рисую, листаю книги на профильные темы.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Думаю, я не единственная, кто скажет, что любимый проект — тот, который еще не реализован. Который варится в голове, мешает спать по ночам и терзает ожиданием до момента, пока не возьмешь готовый продукт в руки. Однако я никогда не теряю интерес к коллекциям, которые уже «лежат на полках». Большая часть проектов была создана в сотрудничестве с приглашенными авторами — дизайнерами и художниками. Эти проекты я люблю так же нежно, как и людей, которые за ними стоят.
Какая у тебя цель в творчестве?
Я стремлюсь хотя бы на своем локальном уровне перестать перепроизводить, складировать и засорять. Кастомный продукт, произведенный полностью под и для клиента в максимально короткие сроки, — наше светлое будущее. Уже сейчас мы принципиально не хотим множить коллекцию тканей за счет расширения палитры, а предлагаем индивидуально покрасить любой пантон в минимальном тираже от пятидесяти метров. Согласно нашей гипотезе, такая возможность позволит снять множество головных болей для дизайнера, комплектующего объект. Пока среда не совсем созрела для этого, но мы верим, что формат потребления очень скоро изменится.
Чем ты сейчас занимаешься и как это влияет на твоё творчество?
Проект изначально задумывался как междисциплинарный — я стараюсь сохранить его таковым. Мы постоянно находимся в поиске новых техник и нового языка. Каждый автор, которого мы приглашаем к сотрудничеству, приносит свое высказывание и свою уникальную точку зрения. Сейчас в работе несколько проектов: принты для ткани, ковры, объекты спальной группы и даже одежда. Все из нашего льна. Визуально эти капсулы заметно отличаются, но генеральная линия остается неизменной. Диалог аутентичности и современности, бережное отношение к себе и окружающему миру, осознанность и экологичность.
Какие книги сейчас лежат на твоём прикроватном столике?
Прямо сейчас, в продолжение темы устойчивого развития, справа от кровати лежит «Стать экологичным» Тимоти Мортона и «Современная природа» Дерека Джармена. За время, что занимаюсь проектом, я собрала довольно неплохую библиотеку книг о текстильном производстве и искусстве, в том числе биографии Морозовых и Щукиных, несколько изданий об Анни Альберс, культовом авторе и законодательнице модернистских текстильных мод, а также красивые альбомы, привезенные из кампуса Vitra: “Interwoven” и “Maharam agenda” про текстильные бренды Kvadrat и Maharam, “I don’t have a favourite colour” про то, как работает лаборатория оттенков Vitra. Одна из главных и точно самая увесистая из любимых — книга «100% Иваново», изданная фондом Потанина.
Расскажи про фильм, который ты посмотрела недавно и можешь порекомендовать.
Я год назад стала мамой, и кино теперь — непозволительная роскошь. Очень давно не смотрела ничего кроме сериалов HBO, которые можно безболезненно поставить на паузу и продолжить смотреть через неделю. Из старого-доброго — “Art addict” о Пегги Гуггенхайм, “The eye has to travel” про Диану Вриланд и, конечно, полное собрание Уэса Андерсона и классика Жан-Люка Годара.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Предпочитаю пользоваться уже кем-то отфильтрованной информацией, чтобы не утонуть в новостном потоке. Читаю профильные телеграм-каналы: например, i+d, in/ex, коленки, losko. В истаграме, например, ловлю инфоповоды галерей дизайна, в частности моих любимых бельгийцев Maniera (@maniera_brussels), с которыми познакомилась на выставке Nomad в Монако два года назад. Подсматриваю инспирационные картинки в аккаунтах мировых брендов и дизайнеров. Сейчас питаю слабость к французам: дизайнеры Mathieu Lehanneur (@mathieulehanneur), Bernard Dubois (@bernard_dubois), дуэты Humbert&Poyet (@humbertetpoyet), Bismut&Bismut (@bismut_architecture), студия Batiik (@batiikstudio)
Из подкастов слушаю Clever, 99 invisible, ted искусство, db/bd, а картинки и инспирации подсматриваю в аккаунтах мировых брендов и дизайнеров.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
В фокусе моего внимания — синхронные нашей специализации бренды и проекты. Из того, за чем сейчас любопытно наблюдать в текстиле: все более смелые эксперименты с составами и фактурами, бесконечный ресайклинг, а также ручные техники на всех этапах от окрашивания до ткачества.
Фото: Алексей Дунаев, Александр Володин, Юлия Кривобокова.