Q&A: Даниэль Закх
Российский художник, скульптор, сотрудничает с Askeri Gallery.
В какой технике ты работаешь?
Сейчас я в фазе активного поиска и экспериментов. И хотя я понимаю, что все мои эксперименты объединены несколькими принципами, я бы не торопился с определением стиля. Необходимо создать несколько серий скульптурных работ, чтобы мои идеи стали отчетливо прослеживаться. Могу сказать точно, что это абстрактное искусство.
Абстракция – потому что мне не интересна скульптура, в которой смысл задан четко и определенно. Когда зрителю даны одновременно концептуальные и визуальные подсказки, он ограничен в своем восприятии работы. Он видит только то, что есть. Меня же интересуют свободные ассоциации. Я хочу держать смысл работы открытым для интерпретации.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
В 2014 году я окончил Университет Прикладных Искусств в Вене по специальности Архитектура. На тот момент получилось так, что Вена была местом невероятной концентрации современных архитекторов с новаторским мышлением. Я был учеником Захи Хадид, в соседних студиях преподавали Вольф Прикс (Coop Himmelb(l)au), Грег Линн (Greg Lynn Forms) и позже Хани Рашид (Asymptote). В финальных просмотрах участвовали известные мировые архитекторы, теоретики и инженеры — Том Мэйн (Morphosis), Том Вискомб, Али Рахим, Джеффри Кипнис, Николай Урусов, Сэнфорд Квинтер.
Выставка Inflow в Askeri Gallery
Учеба в студии Хадид прежде всего расширила мое понимание пространства. Оно стало предметом изучения и материалом для непрекращающихся экспериментов. На протяжении всей учёбы мы были заняты поиском новых методов организации пространства, формулировали и описывали сценарии поведения, разрабатывали стратегии создания новых типов пространств. Уникальное время и место.
С тех пор пространство для меня — не синоним пустоты, а материя, которая имеет огромный скульптурный потенциал. И я вижу свою задачу в том, чтобы формулировать, открывать и выявлять пространственные отношения, прежде невидимые или не артикулированные.
Когда ты решил, что станешь заниматься именно этим?
После учебы в Вене меня пригласили работать в Zaha Hadid Architects в Лондон. Здесь я продолжил работу и исследования, но уже на совершенно другом уровне: результатом работы становились реальные здания.
Архитектура — организация социальных процессов в пространстве. В то же время, эта дисциплина совершенно логично подчиняется всевозможным функциональным и конструктивным правилам. Инсоляция, акустика, пожарные нормы, правила эвакуации, коммуникации, системы снабжений и обслуживания – все это неизбежно накладывает ограничения на пространственные решения. Мне же всегда был интересен аспект формообразования.
Поэтому в 2015 году я окончательно решил сфокусироваться на экспериментах с пространством и формой в контексте скульптуры. На мой взгляд, такой переход из одной дисциплины в другую открывает для меня много возможностей.
Где ты работаешь над своими проектами?
Все зависит от этапа создания работы. Например, сейчас я ищу технологию, которая позволит мне создать новою скульптурную серию. Для этого мне приходится тестировать материалы, консультироваться с производствами насчет оптимальных методов реализации и делать тесты с использованием их инфраструктуры, так как зачастую необходимо специальное оборудование. Работа происходит в нескольких мастерских одновременно.
Серия работ Elastic Limit
Создание скульптуры — это невероятно трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс; между идеей и ее физической манифестацией проходит минимум несколько месяцев, а так как мне интересно работать в формате скульптурных серий, то мы уже говорим о сроке примерно в полгода и более.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Это однозначно всегда мой следующий проект. В какой-то момент работы над любой скульптурой появляется возможность задуматься о следующем проекте. Это то время, когда я испытываю настоящий подъем и нахожусь в предвкушении создания чего-то нового. Я понимаю, что меня ждет впереди множество тестов, экспериментов с материалами, десятки идей, которые отсеются, или со временем станут основой будущих проектов; это фрагменты, которые по отдельности кажутся несвязанными и понятны лишь мне; это бесконечные проработки технических решений для реализации задуманного; это множество вопросов и выслушивание мнений почему это невозможно сделать.
Любой следующий проект для меня является возможностью переосмыслить своё понимание скульптуры, пересмотреть отношение к выработанному процессу, и всегда желанием прыгнуть выше. Моя жажда нового проекта – это знак роста, подтверждение того, что мне есть что сказать. Именно поэтому следующий проект всегда так важен для меня.
Какая у тебя цель в творчестве?
Искусство для меня — это то, что я не могу не делать. Мне однозначно хочется внести свой вклад в развитие современного искусства, современной скульптуры. И хочется верить, что я могу сделать это благодаря своему подходу, знаниям и поддержке, которую я получаю в Askeri Gallery.
Работа над скульптурой серии Elastic Limit
Темы поиска формы и, как следствие, новых пространственных решений являются центральными в моем творчестве. Я хочу создать свой собственный визуальный язык на основе новых принципов формообразования.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Я все больше и больше начинаю увлекаться фотографией. Это увлечение не столько влияет на мою практику, сколько помогает раскрыть мою работу в том виде, в котором её вижу я. Благодаря фотографии у меня появляется возможность взаимодействовать со зрителем, который не может вживую увидеть мои работы.
Фотосъемка, конечно же, не может в полной мере передать пространственный аспект моих работ, но тем не менее выступает сильным инструментом в плане создания и фиксации образа. Через фотографию я заново открываю для себя не только свои работы, но и начинаю по-другому смотреть на многое вокруг.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Первая книга написана одним из самых важных скульпторов современности — Ричардом Серра. Его книга «Writings/Interviews» — это собрание статей и интервью, в которых он делится мыслям о своих проектах, о взаимодействии с контекстом и важности процесса для понимания его работ. Ричард Серра для меня интересен в плане скульптурного мышления и поразительной способности артикулировать мысли о казалось бы абстрактных вещах.
Вторая книга — «Delirious New York: A Retroactive Manifesto for Manhattan» Рема Колхаса, архитектора и теоретика архитектуры. В своей книге Рем рассказывает об истории формирования Манхэттена, но не сухим академическим языком, а через серию статей и повествований о различных событиях, отдельных зданиях и людях, которые определили характер города. Книга очень интересна с точки зрения анализа процессов и неочевидных связей между ними.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Думаю, около 70% информации я получаю из интернета, остальные 30% разделены на общение лично и дистанционно, так как я стараюсь поддерживать контакты со своими друзьями и знакомыми в Великобритании и Австрии.
Создание серии Elastic Limit
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило?
Например, я сейчас активно прорабатываю возможность создания работы из металла, встречаюсь с производствами и мастерами, которые специализируются на литье бронзы, и чем больше я узнаю о процессе и деталях, тем больше понимаю, что это метод, который практически не изменился за последние 4-5 тысяч лет. То есть скульптуры, отлитые из бронзы в XXI веке, по сути, используют практически такую же технологию как и древние греки, а позже римляне. Мне кажется, что существует не так много дисциплин, которые могут себе позволить прогрессировать с такой скоростью.
Технологический аспект создания работы очень важен для меня. Я верю, что создание новых инструментов, методов и подходов — это всегда потенциал, открытый для исследования. Так, например, в конце XIX века внедрение стальных конструкций позволило зданиям вырасти за пределы нескольких этажей, а изобретение лифта сделало эти высоты доступными. Таким образом, совокупность нескольких изобретений создала предпосылки к появлению новой топологии в архитектуре – небоскреба.
Мне интересны катализаторы такого рода, и я ищу эквиваленты в скульптуре, потому что верю – это откроет возможность новым методам формообразования и, что самое главное, создаст предпосылки к тому, что сейчас просто невозможно предсказать.
Материалы предоставлены пресс-службой ASKERI GALLERY – FPRBuro
ФОТО: пресс-архив и архив художника Даниэля Закх