Q&A: Дарья Неретина
Дарья Неретина - художник и скульптор. Даша работает со скульптурой, создаёт вышивки, графические произведения и инсталляции, воплощая повседневные предметы и формы в непривычных материалах – хрупком фарфоре и изящном бархате. Экспозиция работ Дарьи Неретиной представлена в Orekhov Gallery до 27 января.
В какой технике ты работаешь?
Я обращаюсь к разным материалам и техникам, скорее, нахожу тот или иной способ производства работы, исходя из концептуальных задач. Много работаю с инсталляцией, особенно с включением фарфоровых элементов, с вышивкой, графикой и живописью. В большей степени я, как автор, ассоциируюсь именно с керамикой, но я давно не ограничиваю себя одним медиумом.
Когда ты решила, что станешь заниматься искусством?
Я всегда знала, что я художник. Это такой выбор без выбора, когда тебе надо принять тот факт, что ты просто видишь немного иначе. Я субъективна, но художник для меня в этом и заключается – в умении смотреть по-другому и в способности эту «инаковость» транслировать.
На кого ты училась и как это отразилось на твоем творчестве?
Отразилось буквально. Так как я выпускница кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. Строганова, мой выбор основного медиума для работы совпал с моим профессиональным выбором, сделанным в более юном возрасте.
Как и многие выпускники классических художественных вузов я много лет пыталась осознать, было ли мое образование благом для меня. Спустя годы поняла, что да, потому что у меня есть понимание, что я могу сделать все. А вот плохо или хорошо это — уже другой разговор.
Где ты работаешь над своими проектами?
У меня есть мастерская в здании НИКФИ (Научно-исследовательского кино и фото института). Это здание в стиле сталинского ампира прямо на Ленинградском проспекте в двух шагах от метро Аэропорт. Мастерскую я делю с двумя своими подругами и прекрасными художниками – Асмик Мелконян и Анной Фобия. Забавно, что я не очень люблю север Москвы, но жизнь все время меня сюда направляет: Строгановка находится совсем рядом, много лет я ездила на работу в этом направлении, а теперь провожу в мастерской почти каждый день.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Сложно сказать, у меня нет явных «любимчиков». Каждый проект это физически часть меня, фиксация моего времени, моего дыхания, улыбок или слез и кучи других вещей. Они могут быть неочевидными и незаметными, но они меняют работу точно так же, как краски меняют холст. Я делаю работы долго, для меня важно это время наедине с собой и когда ты заканчиваешь проект – это как часть тебя, которую любишь, но хочешь немного отдохнуть от нее.
Так случилось и с последней работой «Укрытие», которую я делала специально для групповой выставки «0.0.0.0», которая открылась 17 декабря в Orekhov Gallery под кураторством Полины Козловой. Было и традиционное «выдирание волос» накануне монтажа, так как я была уверена, что сделала что-то не то, но потом магия правильного света и отличная экспозиция сделали свое дело, и все встало на свои места.
Какая у тебя цель в творчестве?
Быть честной. Я про способность не врать себе и зрителям. Не про внешние эффекты, а про соответствие моего внутреннего состояния тому, что именно я демонстрирую.
Чем ты сейчас увлекаешься и как именно это влияет на твою художественную практику?
Я вдохновляюсь вещами из прошлого, обожаю блошиные рынки и, даже если не уношу с собой физической добычи, всегда нахожу там новые идеи и образы. Я активно интегрирую забытые или ненужные вещи в работы – старое стекло, книги, гербарии, даже вышивку делала поверх промышленного рисунка на полотенцах. Мы больше не считаем возраст ценностью, он стал скорее недостатком, чем достоинством и меня пугает эта тенденция. Я не только про возраст вещей, но и про человеческий возраст. Стремление все убыстрить, омолодить – это повсюду, и в искусстве тоже, художники находятся под постоянным прессингом удивления зрителя.
Какие книги у тебя сейчас лежат на прикроватном столике?
Ничего нового не читала в последнее время, но перечитывала Киоко Мори «Дочь Шидзуко», «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, Амели Нотомб «Токийская невеста» и самого любимого автора детективов – Фред Варгас и ее «Неправое дело». Поэтому они и лежали на прикроватном столике, а чтение на ночь – для меня святое.
Расскажи про фильм, который ты видела недавно и теперь рекомендуешь посмотреть.
После этого вопроса поняла, что давно не была в кино. Последний раз смотрела замечательную «Розовую стену» на фестивале Британского кино. История любви и отношений сквозь время, когда один герой опережает другого в своих амбициях, а другой в желании семьи. Очень нежно и грустно, и с возможность понять обе стороны. В общем, точно могу посоветовать посмотреть!
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Из социальных сетей или от друзей. Не смотрю новости ни в СМИ, ни на странице поисковиков. Действительно важные вещи расскажут друзья или семья, мне повезло и мой круг общения всегда реагирует на действительно важные политические или социальные изменения. Но, к моему сожалению, поводов для грусти и негодования намного больше, чем для радости.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Благодаря походу на выставку «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в Гараже и работе Rimini Protokoll узнала много нового и немного пугающего о медузах. Эти существа без мозга, но с набором необходимых органов, совсем не такие безобидные, как казалось. Медузы как вид существуют более 670 миллионов лет и судя по всему будут существовать еще столько же. Глобальное потепление им только «на щупальце» – еды много, комфортно, а еще они уничтожают других морских обитателей и вредны для человека-засоряют трубы и другие очистные сооружения. Возвращалась два раза восхититься и ужаснуться.