Q&A: Екатерина Кротенко
Екатерина Кротенко — художник и дизайнер, которая в своем творчестве обращается к различным ремесленным техникам и не боится экспериментов с материалами. В этом году ее стеклянные скульптуры из серии «Из огня» (Shaped by Fire) можно было увидеть на неделе дизайна в Милане. Екатерина рассказала Design Mate о своем бэкграунде, движущих силах и целях в творчестве.
Расскажите, чем вы занимаетесь и в какой технике работаете?
С одной стороны, я работаю дизайнером–архитектором, а с другой — занимаюсь ремесленным дизайном и исследованиями. Материал, который меня притягивает сильнее всего, — это стекло. Это очень своенравный материал, и в этом заключается его особая прелесть. В работе со стеклом я стремлюсь раскрыть поэтичность выражения «дать волю случаю». Мне по душе интуитивный подход к работе с материалом, и стекло очень благодатно в этом плане.
Когда вы решили, что станете заниматься дизайном?
Я бы сказала, что это было предрешено. Сколько себя помню, меня всегда увлекали предметы и пространства, а моей суперсилой было воображение. Семь лет художественной школы и поступление на факультет дизайна были чем-то самим собой разумеющимся. Лет в тринадцать я уже уверенно знала, что хочу стать дизайнером интерьера. А сейчас, вспоминая самые яркие детские впечатления, осознаю, насколько очевидным был тот факт, что мой творческий путь приведет меня и к предметному дизайну.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Я получила высшее образование в Санкт-Петербурге (СПбГУТД) со специализацией в дизайне интерьера и истории искусств, а также в Хельсинки (Университет Аалто, Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры) со специализацией в предметном дизайне, современных ремеслах и экспериментировании с материалами. Петербург сформировал мое видение творческой деятельности (и жизни в целом) как движения через одновременность прошлого и будущего. Глубокое знание истории дизайна и искусств позволяет выделять ключевые смысловые связки культурных тенденций сквозь века и проводить параллели в образах прошлого и современности.
Переехав в Финляндию, я получила возможность научиться работать с различными материалами своими руками. Я поняла на личном опыте специфику промышленных масштабов производства и тонкости работы в ремесленных мастерских. Могу смело сказать, что за последние пять лет мой мир перевернулся вместе с моими ощущениями предметного мира. Я осознала материальность и эмоциональность процесса производства, мастерство и внимание, заложенные в художественные предметы.
Где вы работаете над своими проектами?
Сейчас я живу и работаю в Хельсинки. Место моей студии находится в коллективной творческой мастерской в квартале дизайна. А стеклодувная работа происходит в сотрудничестве с местными мастерами, как, например, в лесной деревне Нуутаярви, старейшем финском стекольном производстве, образованном в XVIII веке.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Все проекты одинаково любимы, потому что в работе над каждым раскрывается какая-то новая часть меня. Так, стеклянные вазочки «Идеальное неидеальное» запечатлевают ощущение воды, окутывающей дикий цветок. А фарфоровые чашки «Матрешки» сделаны по личным детским воспоминаниям о домашней посуде и ритуалам, связанными с ней. Но самый значимый проект на данный момент — это, безусловно, «Из огня». Он получил столько внимания и признания, которое, определенно, заряжает. Это творческий вызов — развить легендарную технику прошлого века в своей практике, через личное творческое мировоззрение. Мне было любопытно проявить современную эстетику и культурный синтез в интуитивном процессе создания художественного стекла, полном экспериментов.
Какая у вас цель в творчестве?
Вдохновить, пробудить чувство прекрасного. Впечатления от искусства, предметов дизайна и ремесла могут пробирать до мурашек! Обожаю это чувство. Еще моя миссия как дизайнера — развивать понимание зрителем предметного окружения, обращать внимание на красоту процесса производства, на ценности, заложенные в создание предмета. А высокой целью, пожалуй, можно назвать стремление к стиранию границ, единению и открытости мира. Поэтому мне особенно интересны различные возможности международного сотрудничества, работа с разными контекстами и культурным наследием.
Какие у вас увлечения, и как это влияет на вашу творческую практику?
Мое основное увлечение — это творчество. Вдохновляют путешествия и пешие прогулки, пленэры. Люблю море и горы, и, конечно же, города как культурную среду. Практики mindfulness в значении внимательного наблюдения — созерцания и созидания — основные творческие движущие силы для меня.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
«Рассказы о веке джаза» (Jazz Age Stories) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — емкие истории как глубокие сны, полные ощущений. Еще рядом лежит толковый словарь английского. Сейчас мое внимание все больше и больше захватывает словесность (лингвистика, филология) и семиотика. В словах кроется так много всего, и мне любопытно наблюдать, как язык формирует мышление.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и можете рекомендовать.
Сейчас мне интересно пересматривать советские сказки, чтобы посмотреть другими глазами на культурные коды, прописанные в детстве. Недавно посмотрела «Каменный цветок» — его редко показывали по телевизору в те далекие времена, но эта сказочная история выделялась для меня среди других. Еще люблю рекомендовать документальный сериал Chef’s Table — это сильный ряд историй о творческих личностях, великолепные рассказы не только о кухне, но, в первую очередь, о жизненном пути и вдохновении.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Не то чтобы узнала, но увидела под другим углом благодаря документальному сериалу Becoming You — о неочевидном очевидном, о вещах, о которых мы даже не задумываемся, о маленьких достижениях первых пяти лет, формирующих наше восприятие себя и мира.