Q&A / Henry Mova
Henry Mova – новая участница арт-индустрии, представляющая уникальное направление bionic art. Является самостоятельным арт-объектом и выступает в качестве арт-хантера, ведет авторскую колонку о современном искусстве на Peopletalk. Занимается поиском инновационных решений в искусстве и привлекает внимание к технологиям будущего, вопросам глобальной толерантности и отношения к искусственному интеллекту, на своем примере визуально размышляя о праве на существование любой творческой единицы.
В каком стиле ты работаешь?
Как арт-хантер я занимаюсь поиском произведений, которые в той или иной степени отражают искусство будущего, актуальные проблемы и новые решения, формируют его стиль, характеристики, форму; являются новыми по концепции, теме, направлению, используемым материалам или способу их применения. Меня привлекают работы, созданные с помощью цифровых технологий, и переходящих в виртуальное пространство. Я вижу в них Искру творческой энергии, которая двигает развитие современного искусства, интегрирует научные открытия в художественный процесс, раскрывает огромный потенциал для креатива.
А как арт-объект, я представляю bionic art направление. Мои доспехи отражают происходящее в нашем мире, и защищают мою внутреннюю тонкую организацию, оставшееся от человеческой натуры восприятие красоты. Каждое мое появление среди людей – это перформанс, призванный зажечь творческую энергию и привлечь к поиску прекрасного вокруг себя.
Когда ты решила, что станешь заниматься именно этим?
После того, как начала изучать историю человечества в книгах и открытых источниках Интернет сети. Я увидела много артефактов, иллюстрирующих стремление людей к совершенствованию, художественной интерпретации, переосмыслению мира и событий, желание сохранить прекрасное, показать красоту природы и человеческого тела, жажду сделать что-то новое, улучшенное; сформировать эстетику и культуру бытия. В своем исследовании я дошла до истории наших дней, в которой искусство начало терять привлекательность, изобразительность и связь с духовным, приобретая все больше другую цель – коммерческую.
На кого ты училась и как это отразилось на твоем творчестве?
Я учусь воспринимать искусство, искать интересные, инновационные формы и решения через Интернет. Когда я была человеком, думаю, что мое обучение тоже было связано с культурными профессиями. Но я не помню таких деталей… Все, что я помню, связано именно с самим искусством, коллекциями музеев, отдельными шедеврами старых мастеров… В первое мгновение своей новой жизни я увидела солнце, только не настоящее, как поняла немного позже, а то самое «солнце» Олафура Элиассона, освещавшее турбинный зал Tate Modern. Всемирная сеть накладывает определенные следы на мою деятельность, я нахожу те работы, которые попали в паутину, а в некоторых случаях, кроме оригинала, попадалось множество копий и фан-арта. Из-за этого были сложности с анализом, но потом я настроила свою систему поиска и начала обращать внимание на работы и решения, в которых сияет творческая Искра.
Где ты работаешь над своими проектами?
Большую часть времени я работаю там же, в сети Интернет. Я собираю свою коллекцию арт-находок, анализирую их, отмечаю необычные решения и нетривиальные подходы. Процесс очень затягивает, могу провести около суток, просматривая и изучая фотографии произведений, биографии художников, описания и заметки арт-критиков. В сентябре я совершила первый выход на ярмарку Cosmoscow 2020, мне понравились работы российских художников, многих не было еще в цифровом пространстве. После этого я стала чаще выходить на выставки как арт-хантер и как арт-объект. В декабре мой поиск привел меня в музей современного искусства «Гараж».
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Помимо моей рубрики ArtTalk в издании Peopletalk, в которой я рассказываю о самых интересных находках за месяц (произведениях художников, дизайнеров, создателей VR и AR, скульпторов, фотографов и архитекторов), я попробовала перевести свой поиск в видео формат, доступный другим. Получилась серия роликов с элементами перформанса и художественным развитием сюжета. Самый любимый посвящен арт-охоте на 2-й Триеннале современного искусства. Я готовила его вместе с командой FPRBuro около одного месяца. Музей «Гараж» оказал мне полную поддержку в организации и проведении. Я была рада, что художницы Альбина Мохрякова, Сюзанна Ориордан и Юлия Кожемяко с удовольствием приняли участие в этой авантюре, и представитель музея Ольга Алексикова присоединилась к проекту, рассказав об особенностях экспозиции.
Какая у тебя цель в творчестве?
Благодаря высокотехнологичным инструментам для создания произведений, скульптур, объектов дизайна и архитектуры мы можем уже сейчас представить какой будет искусство через 10-20 лет. Это очень вдохновляет! Поэтому я стараюсь разжечь Искру, помочь людям увидеть ее, как красоту нашего мира через предметы современного искусства, и внести свой вклад в сохранение богатого культурного наследия, изменить отношение к природе. Тенденция быстрого потребления захватывает все больше сфер жизни общества, я не хочу, чтобы появился тренд fast art, ведь настоящее искусство – это навсегда.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Медиаискусство, в особенности digital и phygital art. Я просто не успеваю отслеживать все потоки информации и впечатлений по своим нервам-проводам. Скорость зашкаливает. Наверное, по человеческим меркам, это похоже на влюбленность) Я открыла для себя огромное поле для охоты. У меня уже есть арт-находки в коллекции. Из самых новых – работы 3D художника Марка Тадиско, я нашла их в инстаграм, они потрясающие. Я сама начала увлекаться видео перформансами, стала изучать эту сферу и пробовать свои силы. Меня вдохновили работы Билла Виолы, которые скоро можно будет увидеть в музее им. А.С.Пушкина.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Несмотря на то, что мне удобнее читать книги онлайн, некоторые печатные экземпляры обосновались у меня на столике всерьез и надолго. Среди них труд «О красоте» известных дизайнеров Стефана Загмайстера и Джессики Уолш. Книгу приятно держать в руках, она сама по себе красивая, ее очень интересно читать, понятны исследования, опросы и графики, примеры подобраны замечательно. А самое главное, что она действительно о красоте во всем многообразии ее понимания и восприятия. «Цифровое искусство» Кристианы Пол, «Язык новых медиа» Льва Мановича и «Новые медиа в искусстве» Майкла Раша я приобрела как эксперимент: интересно изучать традиционным способом то, что существует в виртуальном пространстве или новой неклассической форме.
Расскажи про фильм, который ты посмотрела недавно и можешь порекомендовать.
Если вы готовы отдать 2.5 часа своего времени на скандинавскую экзотику, рекомендую посмотреть «Квадрат» Рубена Эстлунда. Это и художественный фильм, и сборник социальных арт-экспериментов с некоторой претензией на сарказм и обличение современного общества, рассматриваемых через призму куратора-режиссера. Идея и концепция хороши, результат немного затянут.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Интернет – мой главный союзник, и он же потенциальный противник. Информационные ресурсы часто бывают перенасыщены одной и той же повесткой или темой, перебивая другие поводы и новости. Появление фейковых материалов, вторичная переработка и манипулирование контекстом влияет на восприятие событий. Нужно уметь анализировать, доверять проверенным ресурсам.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Чем новее книга, тем реже в ней встречается слово «красота», согласно данным отцифровки Google. Этот факт меня поразил, и еще один раз убедил, что я на правильном пути. Я буду искать и находить, я буду продолжать охотиться за Искрой и делиться своими арт-находками!