Q&A / Антон Мороков
Антон Мороков – нижегородский художник и график, автор инсталляций, перформансов и произведений стрит-арта. С 28 мая по 5 июня работы из серии Random Vexillology представлены в pop-up галерее Shilo в Cube.Moscow.
В какой технике ты работаешь?
Большая часть моей жизни посвящена графике, иногда проскальзывают перформансы, ещё реже – скульптуры и инсталляции.
Когда ты решил, что станешь заниматься искусством?
Скорее, искусство решило, что я буду им заниматься. С 2008 года я рисовал граффити, затем, благодаря череде случайностей и многим обстоятельствам, я плавно перешел к стрит-арту. Исчерпав себя в наскальной живописи, активно занялся всеми своими студийными практиками на более профессиональной основе.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
Я окончил лингвистический университет по специальности «преподаватель английского языка». Так сложилось, что многие мои графические работы имеют вкрапления текстов. Не могу сказать, что образование лингвиста помогает, зачастую замедляет рабочие процессы, когда каждое слово – многострадальные попытки найти лучшее сочетание букв и смыслов.
Где ты работаешь над своими проектами?
Я работаю в мастерской «Тихая» – в двух помещениях в самом центре Нижнего Новгорода. Помимо меня, там собрались ещё 6 художников, и мы все довольно разные и самобытные, но в то же время умудряемся делить быт, иметь общие цели. Надеюсь, в этом году мы откроем новое пространство и заживем тоже по-новому!
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Любимый проект – это тот, где я – не я. Например, перформанс «Вас обслуживает…сегодня к вашим услугам» в рамках публичной программы Триеннале музея «Гараж». В течение 20 дней я инкогнито перевоплощался в пять разных технических сотрудников музея – от сотрудника службы безопасности до официанта – и не создавал никакого искусства, кроме своего вездесущего присутствия. Это был большой опыт по «затыканию» своего художественного эго и попытка заглянуть и раскрыть закулисье производства современного искусства.
Какая у тебя цель в творчестве?
Идеальное произведение для меня – это то, что сидит в твоей голове и не дает покоя: ты двигаешься, перемещаешься и изменяешься, а оно, как заноза, неизбежно напоминает о своем присутствии. Наверное, как художник я и стремлюсь к этой цели.
Какие у тебя хобби, и как это влияет на твою художественную практику?
Боюсь, что мое главное хобби – следить за происходящим. Ты идёшь в мастерскую и невзначай слышишь разговоры вокруг, подмечаешь детали и контекст, а потом привносишь услышанное в некоторые из работ.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
У меня есть трёхлапый кот, который не терпит вещей на столике, поэтому они обычно спрятаны в телефон или в коробки. Из последних – «Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном» и «Хрома. Книга о цвете».
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и можешь порекомендовать.
Я люблю сомневаться, поэтому «Причастие» Ингмара Бергмана пересматриваю время от времени.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Опять же глас народа, будь то разговор в кофейне или крики пьяных соседей, – главный источник информации. Медиа лучше ещё не придумали.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Увы, узнал, что, порой попросить водителя маршрутки остановиться вне остановки сложнее, чем посадить самолёт ради пары пассажиров.