Art Design Human Studio: «Глобальная сила художественной галереи заключается в создании смыслов»
Татьяна Антонова и Анжела Попова основали междисциплинарную студию Art Design Human Studio (или просто ADH) в 2020 году — в разгар московского и общемирового локдауна. Мы расспросили основательниц проекта об их миссии, разнице в работе с российскими и иностранными художниками и любимых направлениях в искусстве. А еще девушки дали совет тем, кто только задумывается об открытии независимой галереи, и рассказали, что для этого нужно.
Расскажите немного о названии проекта Art Design Human Studio — почему именно такое сочетание?
Когда мы думали о названии, то человек (human) в ней занимал главное место. Мы хотели создать галерею, где свободно общаются художники, зрители и коллекционеры. Но также понятие human гораздо шире, оно подразумевает развитие и выстраивание долгосрочных взаимоотношений во всеми, кто так или иначе связан со студией. Мы рады, что смогли встретить людей, которые поверили в нашу идею и поддержали нас. В пространстве рекламного агентства R-Broker, где мы занимаем целый этаж, у нас есть прекрасный лекторий — там мы устраиваем паблик-токи и встречи с художниками. Пространство располагается на территории бывшего завода «Рассвет», в котором с каждым годом открывается все больше новых заведений, галерей и студий — это место, где ежедневно встречаются и общаются совершенно разные люди.
Для нас самовыражение авторов очень важно, мы никогда их не ограничиваем.
Чем отличается процесс работы галерей в России и за рубежом?
Во-первых, в Европе существуют более прозрачные правила, а также специальные сниженные пошлины и налоговые режимы для галерей. Все это создает возможность для свободного передвижения предметов и культурного обмена. Есть разница и в самой организации мероприятий, начиная от ярмарок и заканчивая выставками в галереях. Если в России возможно организовать мероприятие за две недели до срока, то за рубежом организация происходит сильно заранее. Все это лишь свидетельствует о том, что мы более адаптивны к изменениям. Например, когда в 2020 году все ярмарки отменялись за полгода до даты проведения в мире, Россия была одной из единственных стран, где состоялись крупные мероприятия, такие как Cosmoscow и blazar.
Стенд Art Design Human Studio на ярмарке blazar 2021
Говоря о коллекционировании, мы видим, что это занятие более развито в Европе. Одна из наших задач — взращивание новых молодых коллекционеров, которые сейчас в основном делают успешную карьеру в международных компаниях или занимаются продвижением своего бизнеса. Мы хотим расти вместе с нашими художниками и коллекционерами, поэтому мы приветствуем коллаборации с молодыми кураторами и арт-консультантами — у нас уже есть такой опыт с куратором Елизаветой Петровой и арт-консультантом Натальей Глянкиной.
Касаясь взаимоотношений художников и галерей, мы бы сказали, что в любой стране в арт-бизнесе все строится на доверии — такова специфика. В Европе практика заключения контрактов между галереями и художниками и взаимное четкое следование им более отлажено. У нас это работает менее эффективно, хотя сейчас все больше галерей внедряют эту практику.
В России есть гибкость, находчивость и умение находить решения в любых обстоятельствах.
В чем заключаются сила и миссия художественной галереи и вашего проекта в частности?
Своей основной миссией мы считаем культурный обмен, выстраивание мостиков между художниками и зрителями из разных стран, но глобально сила художественной галереи также заключается в создании смыслов. Если одни галереи комментируют актуальные или социальные повестки, то нам более интересны экзистенциальные вопросы и вопросы философии. Например, сразу две выставки в этом году, «Воздушные Замки» и «Вода казалась гладкой», были посвящены метаморфозам памяти, но освещали разные стороны этого понятия. Пока мы исследуем вопросы времени, памяти и философии, но медленно продвигаемся к проблемам экологии через работы Натальи Грезиной, Устины Яковлевой и Милены Стрелковой.
Федора Акимова. Объект «Татьяна 0.1», 2020
Что для вас важно при выборе художника, с которым вы собираетесь работать?
Отбор художников — это всегда субъективно, поэтому чаще всего мы опираемся на наш вкус, а также на то, насколько творчество художника отзывается в сердцах и отвечают нашему видению. Для нас галерея — это наша жизнь, а не только бизнес, поэтому дружественные и личные связи с художниками очень важны.
Вы работаете как с российскими художниками, так и с авторами из других стран — влияет ли как-то разница культур и менталитетов на этот процесс?
Сейчас разница в менталитетах минимальна — российских и иностранных художников волнуют похожие темы, но, конечно, есть разница в культурном опыте и подходах к самому процессу создания. В Европе все более размеренно и распланировано, в России же, наоборот, все более мобильно.
Кирилл Басалаев. «Приобретенная беспомощность», 2020
Почему молодым авторам важно работать с галереями?
С появлением социальных сетей художникам стало легче заявить о себе, и мы тоже часто узнаем о новых авторах через Instagram. Но самопродвижение и освещение своей работы — это полноценный труд 24/7, на который у художников уходит огромное количество времени, а галереи предоставляют авторам возможность сосредоточиться на работе и поиске новых идей. Они решают вопросы с правильным позиционированием, организацией выставок и ярмарок. Есть художники, которые работают сами по себе, но их единицы.
Расскажите, как на вас и вашу работу повлиял период пандемии?
До пандемии мы работали в других галереях, а идея ADH как совместного проекта была отодвинута в сторону «до хороших времен». Когда случился всеобщий карантин, мы решили, что лучшего времени для проекта не будет, поэтому пандемия для нас оказалась катализатором — благодаря свободному времени и совместным усилиям мы смогли запустить ADH Studio.
Иван Беляев. Серия «Прозрачность. Новое растворение»
Иван Беляев. Vase on the stage
Также за время карантина мы смогли подготовиться к ярмарке blazar и начать полноценную работу с коллекционерами. Нашим первым клиентом стал коллекционер из Японии, которому мы доставляли его покупку в разгар пандемии, и она благополучно дошла до Токио.
Ваша галерея представляет авторов, которые работают в разных направлениях, от живописи и графики до скульптуры. Есть ли у вас любимые медиумы в искусстве?
Нас скорее интересует сама идея, а медиум здесь играет уже второстепенное значение. Нам очень нравится живопись, но в нетрадиционном ключе — например, Ян Тихоненко создает свои картины, используя землю, мох и ржавчину, Кирилл Басалаев использует шпаклевку, Николай Моргунов — веревки и объемные формы, Джозеф Грэхэм работает в технике ассамбляжа, а Федора Акимова вышивает на холстах.
В Европе и за рубежом керамика все больше воспринимается как вид искусства, а не ремесла. Нам бы хотелось, чтобы такое видение начало формироваться и в России.
Еще нам кажется, что керамике отведено недостаточно места в искусстве, а зачастую ее и вовсе относят к крафту. У нас есть блестящие художники-керамисты — Даниил Антропов, тандем Юлии Батыровой и Марата Мухаметова, которые работают с керамикой в ином от традиций ключе, а также Иван Беляев и Алена Мухина, которые переосмысливают эти традиции.
Музеи, галереи и сами авторы сейчас активно работают с новыми технологиями, инструментами дополненной реальности. Как вы относитесь к диджитал-искусству и обращаетесь ли к цифровым элементам в своем пространстве?
Диджитализация интересна нам как явление, но сами мы ее пока активно не использовали в галерее. Мы с интересом и положительно относимся к NFT. Это прекрасно, что сейчас есть возможность защитить авторские права на цифровые произведения искусства. Нам было бы интересно попробовать VR и открыть галерею где-то в метавселенной, но сейчас технологии все еще несовершенны, и мы убеждены, что пока ничто не может заменить живого впечатления от произведений искусства.
Юлия Батырова и Марат Мухаметов. «Защитный механизм», 2021
Кирилл Басалаев. «Археология болезни», 2021
Чтобы открыть независимую галерею, нужны четыре вещи — большое желание, минимальный стартовый капитал, правильная стратегия, поддержка соратников и друзей.
С каждым годом все больше людей, владельцев бизнесов задумываются об интеграции современного искусства в свои пространства. Как вы думаете, продолжится ли эта тенденция?
Нам очень нравится эта тенденция — мы за любые неконвенциональные симбиозы искусства и разных пространств. Компания R-Broker, где мы располагаемся, — это молодые ребята, которые занимаются таргетированной рекламой, они тоже очень креативные, и среди них даже есть художники и специалисты, когда-то работавшие в институциях. У нас получилось очень органичное соседство, и все благодаря тому, что в обществе растет интерес к искусству.
Также мы работаем с дизайн-бюро Vadim Maltsev Design. Наши авторы представлены у Вадима Мальцева в Петербурге, свое пространство Вадим задумывал как платформу для знакомства коллекционеров с современными предметами искусства и авторской мебелью. Мы вместе работаем над культурной программой в бюро, и уже провели лекцию по художественному стеклу в сотрудничестве с Мариной Ширской, искусствоведом и экспертом в области коллекционного дизайна, познакомив местную публику с американо-швейцарским тандемом художников по стеклу Филипом Болдвиным и Моникой Гаггизберг.
Татьяна Антонова и Анжела Попова в пространстве Art Design Human Studio
Что для вас самое сложное в работе с авторами, а что нравится больше всего?
Больше всего нам нравится работа с идеями, а также предвкушение новых проектов и выставок. А самое сложное в нашей работе — планирование и соединение всех элементов воедино для успешной реализации проектов.
Какой совет вы можете дать тем, кто сейчас только задумывается об открытии галереи или делает первые шаги в этом направлении?
Если вы чувствуете в себе силы и желание заниматься искусством, то самое главное — это научиться планировать свои ресурсы и правильно расставлять приоритеты, быть в курсе трендов и последних арт-событий. Нужно верить в свой проект, поддерживать художников и очень много работать.
Все фото предоставлены Art Design Human Studio.