Бенуа Лемерсье: «Мир математичен! Вы, я, стол, комната — все это математические формулы»
Французский скульптор Бенуа Лемерсье основал собственное движение под названием «Математизм». Работы Лемерсье отсылают к формулам, теориям гиперкуба и суперструн, и выражают серьезные научные постулаты языком художественным, легким и поэтичным. Мы встретились в Москве, чтобы узнать, правда ли существует такое большое число, что если представить его, то Вселенная схлопнется, и что в таком случае делать художникам с тонким восприятием математического.
Как вам кажется, каждый человек должен творить или это удел избранных, специально обученных и особым образом талантливых людей?
Очень сложный вопрос. У каждого человека свой путь в этой жизни и своя миссия, которую он должен выполнить. Сложность в том, чтобы этот путь отыскать. Художник очень многое приносит в жертву, чтобы оказаться на своем пути. Вероятно, чтобы творить и создавать, он делает гораздо больше, чем обычный среднестатистический человек. Но в каждом человеке, конечно, заложена суть творца.
Скульптуры из серий Supercordes и Hypercubes, Бенуа Лемерсье
Искусство должно обучать, или оно должно быть всем понятным?
На одну из выставок Пикассо пришла дама, увидела его работу и сказала: «Господин Пикассо, то, что я здесь вижу, я не могу этого понять — для меня это как китайский». На что Пикассо ей ответил: «Китайский требует большого труда, чтобы его выучить». Я здесь не совсем согласен, потому что считаю, что первична все же эмоция, которую произведение вызывает у смотрящего. И только затем возникает желание больше узнать об истории и смыслах работы и ее авторе.
Какова первичная эмоция, которую вызывают у смотрящего ваши работы?
На самом деле, мне совершенно не стыдно сказать, что то, что я пытаюсь передать в своих работах — это гармония. В современном искусстве это не в моде, но это именно то, что я ищу.
Можете в одном предложении объяснить мне, что такое «Математизм»?
Мир математичен! (смеется) Когда в 2000 году я изобрел «математизм», я подумал, что все, что нас с вами окружает: вы, я, стол, комната – все это математические формулы. Математика создает информацию, информация создает энергию, энергия структурирует материю.
Supercordes, Бенуа Лемерсье
Каково это, быть создателем целого движения? И сколько у него последователей?
15 лет назад ко мне подошел директор очень серьезного музея и спросил: «А сколько в твоем движении последователей?» И я ответил: «Только я!» На самом деле, это лучший способ ни с кем не поссориться.
А на каких принципах это движение основывается? Если бы у вас все-таки были последователи, какие заповеди им пришлось бы соблюдать?
Обязательно нужно так же относиться к материи. Это определенное видение мира. И еще нужно обязательно пребывать в состоянии любви к этому миру. Единственная сила, в которую я верю, – это любовь.
У вас есть любимая формула?
Нет. Они все отличные!
У меня есть друг, который однажды рассказал мне интересную теорию. Существует такое большое число, что если мысленно его себе представить, то немедленно образуется черная дыра и все исчезнет. Слышали о таком?
Нет, никогда! Но это очень интересно. Эта теория как раз про соотношение между существованием (бытием) и математикой. Мне кажется, что смысл вот в чем: человек вступает в общение с этой цифрой. Это все равно, что коммуницировать с инстинктами. Здесь есть некое родство с вашим первым вопросом о пути и предназначении.
Скульптуры Supercordes и Hypercubes в интерьере
Ваше искусство пытается ухватить суть прошлого, настоящего, будущего или выдуманного?
Важно, что я являюсь представителем «конкретного искусства». В 60-х годах в Америке это движение положило начало искусству минималистическому. Когда произведение искусства воплощается в реальность, оно уже придумано, то есть, по сути, — существует. Реализация в таком понимании второстепенна. Сейчас мое отношение к этому изменилось: в мастерской я делаю все своими руками. Я, конечно же, стал более духовный человеком, потому что когда я работаю с материалом, я пытаюсь зарядить свои действия позитивной энергией. Но материя обладает собственной энергией. Когда я приступаю к работе, она передает мне эту энергию и влияет на то, что в итоге получается.
Благодарим команду Fifth Avenue и арт-дилера Екатерину де Рошамбо-Лимонад за организацию интервью и помощь с блестящим синхронным переводом.