Чэнь Сянцзин: «Глубокое взаимодействие с культурой — главный признак дизайна будущего»
14-16 ноября пройдет VIII Санкт-Петербургский культурный форум, причем страной-гостем в этом году станет Китай. Так, одним из мероприятий секции «Образование» станет панельная дискуссия «Концепция “экологической цивилизации” как архитектоника культуры будущего», где спикером выступит Чэнь Сянцзин, член совета директоров, главный архитектор, Архитектурно-дизайнерское объединение Гуанчжоу Ньюздэйз Дизайн (КНР). Мы поговорили с архитектором о главных противоречиях китайского дизайна.
В рамках Форума вы выступаете на панельной дискуссии «Концепция «экологической цивилизации» как архитектоника культуры будущего». Что такое для вас «экологическая цивилизация» и что нужно, чтобы ее построить?
Экологическая цивилизация — это, скорее, отношения, отношения человека с природой и с культурой. И самый важный вопрос — как поддержать баланс между ними. Я занимаюсь дизайном более 30 лет, и все это время непрерывно подчеркиваю связь дизайна с природой и местностью. Также, одной из обязанностей дизайнера является выражение природной культуры через современные средства. Например, у меня был проект в городе Цзимо: я создавал гостиницу для старинного города, соответственно, вся обстановка в гостинице должна была продолжать архитектурный облик и планировку города. Обстановка такого рода помогает возрождать жажду к жизни интеллигентного слоя общества, однако в дизайн внутреннего помещения проникают элементы современного образа жизни, чтобы все пространство получилось более адаптированным к современных реалиям. И это тот самый баланс, про который я упоминал выше, это именно тот вид экологической цивилизации, о котором я мечтаю.
Одна из популярных тенденций сегодня — «устойчивое развитие», которое подразумевает, в том числе, разумное потребление. Создание новой мебели в этом контексте кажется не совсем разумным. Зачем нам нужен еще один новый стул, по-вашему?
Нет ничего плохого в том, что «устойчивое развитие» является направлением дизайна будущего. Рациональное потребление свидетельствует, что жизненный уровень людей повышается, образ мышления становится более совершенным. За последние двести лет промышленная цивилизация привнесла в нашу жизнь неоспоримые достижения, но вместе с тем также массовость и стандартизацию. И когда массовость и стандартизация распространились повсеместно, качество мебели и ее эстетическое восприятие зачастую перестали соответствовать новому уровню жизни людей. На мой взгляд, разумное потребление — это не просто экономия, поскольку в погоне за ней можно потерять функциональность. Важнее прикладывать все возможные усилия для стимуляции развития общества, достижения баланса между искусством и техникой в контексте рационального потребления.
Проект гостиницы в городе Цзимо, Китай, визуализация
Я в течение многих лет проектирую мебель, и все это время определение слова «практичность» несколько будоражит людей.
Практичность — это довольствование функциями, а функция — это требование.
Раньше в каждом государстве к требованиям причислялось лишь обладание вещью, однако с течение времени человеческий кругозор расширялся, менялось отношение к культуре и искусству, и сейчас к этим требованиям добавилось еще эстетическое наслаждение. Эстетика — это не просто стремление выглядеть красиво, это целая система, основанная на культуре и образе жизни. Поэтому, на мой взгляд, в будущем практичная мебель непременно должна быть качественной и включающей в себя элементы культуры.
В работе над своими проектами вы обращаетесь, в том числе, к ремесленным традициям. Почему это важно?
В работе над своими проектами я не обращаюсь к ремесленным традициям, я обращаюсь к традиции в принципе. В этом заключается очень большая разница. За последние несколько лет образ жизни людей стремительно меняется вследствие растущих темпов производства, и эти перемены заставляют нас сомневаться и думать о том, что, возможно, нам нужен совершенно новый и не похожий на старый образ жизни. И это не правильно. Так называемая «традиция» — это не вещь, это совокупность жизненного опыта и жизненной мудрости наших предков. Данный опыт основан на знаниях по географии, культуре и окружающей среде. Современные дизайнерские приемы включают лишь новые инструменты, которые не могут заменить опыта предыдущих поколений. Но, совмещая эти приемы с опытом предков, мы можем создавать прекрасные проекты.
Когда вы сами решили, что станете дизайнером, и что на это повлияло?
Моей самой большой мотивацией стало желание создать тот образ жизни, который мне понравится.
Есть ли у вас любимая серия предметов вашего бренда?
Все дизайнерские товары моего бренда создаются только тогда, когда они мне нравятся, «самого любимого» нет и не будет! Я дизайнер, и задача дизайнера — искать удовольствие в различных временных и пространственных просторах! Пока я занимаюсь дизайном, желание создать «самый любимый продукт» периодически рождается на короткие мгновения и дает мне стимул и силы творить больше.
Мебель из коллекции «Jing»
Как бы вы описали современный китайский дизайн — в чем его характерная особенность?
Современный китайский дизайн на данный момент проходит процесс становления. И в отличие от других стран, в китайском дизайне присутствуют два больших противоречия. Первое противоречие связано с историей отдельных эпох, второе — с постоянно меняющимся образом мышления у людей. И на мой взгляд, эти два противоречия наиболее полно отражают современный китайский дизайн.
В России сейчас очень остро стоит вопрос подделок в дизайне. Как вы сам относитесь к подделкам в сфере дизайне и как вы думаете, почему так много подделок делают китайские компании?
Подделки, по всей видимости, неизбежно присутствуют в любом процессе формирования, а любые инновации, по сути, проистекают из опыта и системы знаний предыдущих поколений. На раннем этапе своего становления, когда дизайн-система и методы обучения дизайну еще не были доведены до идеала, приходилось следовать примеру более развитых регионов. В ходе такого процесса всегда выявлялись как отрицательные, так и положительные стороны, и успешные дизайнеры, основываясь на этом, формировали свой собственный стиль, а неуспешные — копировали чужой, как раз это мы и называем подделкой.
Как я уже говорил, Китай переживает эпоху стремительного развития, и на данный момент не всегда удается достичь совершенства сразу во всех сферах.
Вы не можете за 50 лет довести до совершенства ту систему знаний, которую другие люди накапливали и создавали в течение 300 лет.
Поэтому такого рода вещи, как подделки, неизбежны. Я считаю, что это лишь этап на историческом пути Китая, и Китай сейчас делает большой шаг в сторону творческого начала. И очевидно, что для того, чтобы разбить те стереотипы, которые создаются в ходе этого процесса, потребуется некоторое время.
Как вы думаете, каким будет дизайн будущего и как изменится самого работа дизайнера?
Более глубокое взаимодействие с культурой — это главный признак дизайна будущего. Я надеюсь, что дизайнеры будущего смогут глубже прочувствовать жизнь и вникнуть в культуру, а затем создать свои собственные ценности, как дизайнеров.