Даниэла Рикарди: «Мы не создаем предметы ради развлечения»
В этом году московский Maison Baccarat празднует свое 10-летие. В честь юбилейной даты команда французского Дома создала люстру в цветах российского флага. Коллекционный предмет был торжественно зажжен в арке Третьяковского проезда в ансамбле с другими шестью люстрами из хрусталя. Во время роскошной церемонии Design Mate поговорил с генеральным директором бренда Даниэлой Рикарди о том, как за 10 лет российский дизайн-рынок и Baccarat повлияли друг на друга, как использовать символы страны, не превращая объекты в сувениры, и где прячется сердце Baccarat.
Как за 10 лет изменилось отношение российских клиентов к Baccarat?
Знаете, я жила в России около 15 лет назад. Могу сказать, что Москва сама по себе очень изменилась за это время, – сейчас это совсем другой город. Когда я здесь жила, нигде ничего не могла купить: ни обувь, ни красивое платье. Здесь не было хороших ресторанов, хорошего вина – только русское шампанское. А сейчас это космополитичный город, красивый, полный жизни, где можно купить множество прекрасных вещей. Безусловно, это отражается на всех, кто здесь живет. И Baccarat старается развиваться вместе с городом, не отставать от клиентов, от меняющейся атмосферы. Мы запускаем продукты, нацеленные на более молодую аудиторию, на миллениалов – знакомим их с прекрасной, гламурной жизнью в стиле Baccarat.
Как изменилось отношение бренда к российским клиентам?
Baccarat и Россию связывает богатая история – бренд был популярен здесь еще в царские времена. Сейчас потребительская динамика меняется, приходят новые поколения, которым интересен бренд Baccarat. Они отслеживают, как мы позиционируем себя на других рынках: в США, во Франции, в Китае. Благодаря цифровым технологиям все могут узнать, где что-то открылось, где какая вечеринка проходит, кто на ней присутствует – это важно. Люди становятся частью истории бренда и им хочется, чтобы бренд стал частью их самих, их окружения.
«Золотая Рыбка», Baccarat
Что из предметов Baccarat, сделанных на заказ для российских клиентов, впечатлило вас больше всего за последние 10 лет?
Если я не ошибаюсь, первая люстра Zenith sur la Lagune была приобретена российским клиентом. В ней кристаллы Baccarat сочетаются с муранским стеклом. Автор дизайна – Филипп Старк. С тех пор каждый год мы стараемся представлять что-то, что предназначается в первую очередь для клиентов из России. Например, «Золотая Рыбка» – символ ваших легенд, традиций, сказок. В этом году мы создали предметы в цветах российского флага. Люстра, изготовленная в честь 10-летия Baccarat в России, будет зажжена в Третьяковском проезде в ночь празднования юбилея. В ней использованы кристаллы цветов российского флага: белые, синие и красные. Также специально для российских поклонников бренда мы изготовили рюмки – в честь местных традиций застолья.
Как вы относитесь к тому, что предметы Baccarat перепродают на антикварных рынках?
Честно говоря, это редко бывают настоящие предметы Baccarat. На рынках антиквариата вам часто пытаются выдать за наш бренд то, что им не является. Тем не менее, в нашей истории, в нашем наследии нет ничего, чего мы могли бы стыдиться. Поэтому даже если на винтажном развале вам попадется настоящий Baccarat, я смогу только поздравить вас с этой находкой. Возможно, у кого-то дома хранились бокалы Baccarat, и он решил их продать, чтобы заработать денег, – среди них вы не встретите ни одного уродливого, все они достойно покажут наш бренд. Baccarat на протяжении 254 лет создает предметы вне времени. Этот бренд никогда не принадлежал только одному дизайнеру. Сердце Baccarat, настоящие дизайнеры Baccarat – это наши ремесленники. Они передают свои умения из поколения в поколение.
Люстра Baccarat в цветах российского флага
Как Baccarat удается использовать очевидные, сувенирные символы вроде триколора или фольклорных персонажей, и при этом создавать изящные предметы дизайна?
Мы не делаем это ради развлечения или по прихоти дизайнера, мы пытаемся говорить на языке потенциальных покупателей, прислушиваться к их желаниям. Для российских клиентов близок определенный патриотизм на духовном уровне, как и во Франции, кстати говоря. В этом созвучии – наше преимущество.
Планирует ли команда Baccarat коллаборации с русскими дизайнерами?
К юбилею присутствия бренда в России мы попросили трех студентов Британской высшей школы дизайна создать фильм о Baccarat. Я очень довольна результатом, особенно работой победительницы, Киры Фетисовой. Это был первый подобный эксперимент. Уверена, дальше – больше.