Екатерина Черкес-заде: «Все самое интересное происходит на стыке дисциплин»
4 ноября завершился прием заявок на участие в российском этапе конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020. Одним из членов жюри конкурса стала Екатерина Черкес-заде, эксперт в области образования, директор первого в России университета креативных индустрий Universal University, который объединяет Британскую высшую школу дизайна, Архитектурную школу МАРШ, Школу компьютерных технологий Scream School, Московскую школу кино, Московскую школу музыки, Школу коммуникаций MACS и Школу для специалистов в образовании School of Education. Мы расспросили Екатерину о том, почему говорить о подъеме креативных индустрий еще рано, как учить креативным индустриям в мире, где все меняется каждый день, и какие проекты она ожидает увидеть на конкурсе.
Театральные и кинофестивали набирают обороты, некогда маргинальное искусство стрит-арта перебирается в музеи, те, кого раньше считали зависимыми от компьютерных игр, сегодня профессиональные киберспортсмены — как вы думаете, почему креативные индустрии сейчас переживают такой подъем?
Прежде всего, нужно определиться с тем, что такое «креативные индустрии». Дело ведь вовсе не в том, что люди вдруг по какой-то причине обратились к творчеству. Креативные индустрии были и раньше, просто долгое время все они развивались каждая по своей колее: гейм-дизайнеры — отдельно, кинематографисты — отдельно и так далее. Только с появлением университета креативных индустрий их получилось собрать вместе. Это дает сильный кумулятивный эффект, но работы еще много. Не будем забывать, что люди из сферы креативных индустрий — самая мобильная часть населения, и обычно они переезжают туда, где видят больше возможностей для собственной реализации, и есть ощущение, что весь этот «хайп» на тему креативных индустрий только мешает их становлению. Главное сейчас сделать так, чтобы индустрии стали важной частью креативной экономики, помочь их развитию и никого не спугнуть.
При этом все больше людей сейчас занимается всем — изучают новое, осваивают новую профессию. Как так вышло, что люди вдруг активно стали вкладывать свое время и деньги в образование?
Да, взрослые, наконец, осознали, что учиться придется всю жизнь: диплом университета не дает никакой гарантии дальнейшего карьерного успеха, и нужно постоянно думать о том, какие еще курсы пройти, чтобы остаться конкурентоспособным. В этом нет никакого откровения, просто если раньше еще можно было как-то обходиться без дополнительного образования, сейчас экономическая ситуация и высокая конкуренция за хорошие рабочие места не оставляют никакого шанса оставаться на месте даже самым ленивым.
Стало ли при этом больше творческих людей? Едва ли.
Творческая составляющая есть в каждом из нас, и так было всегда.
Человек, в принципе, не очень логичное существо, которое любит работать с неопределенностью. Вместе с тем, современные поколения X, Y, Z становятся все более осознанными и задумываются о том, чем действительно хотели бы заниматься, гораздо раньше, чем их предшественники. К нам часто приходят 25-30-летние люди, осознавшие, что хотят быть дизайнерами интерьеров или аниматорами. Кажется, будто это произошло вдруг, но, на самом деле, эта склонность была у них всегда, просто раньше не было ни возможности, ни веры в то, что любимое дело может приносить деньги. В этом смысле люди часто обращаются к креативным индустриям за тем, что мы изначально называем арт-терапией, а по факту находят через креативные индустрии себя.
Другой вопрос — в том, что если человек попал в креативную индустрию, у него уже нет пути назад — в банк он вряд ли вернется. Так что наша задача заключается еще и в том, чтобы навигировать студента, а потом и выпускника, по сфере креативных индустрий.
Одна их производных бума на дополнительное образование — многочисленные онлайн-курсы. Как не сойти с ума, выбирая что-то для себя?
Сразу хочу вернуть честное имя онлайну — это просто формат, который, к тому же, действительно способен решить множество задач. Но если вы решили сделать шаг в сторону другой профессии — и это касается не только креативных индустрий, — вам не стоит опрометчиво «бросаться в воду». Изучите лидеров мнений, походите на мастер-классы и другие профессиональные мероприятия, посмотрите ролики на Youtube — попробуйте разобраться, как устроена индустрия. Затем выберите несколько школ и посмотрите, где работают их выпускники, сколько они зарабатывают. Можно даже написать бывшим студентам и расспросить их об учебе лично — это поможет сделать более осознанный выбор.
Как вы вообще относитесь к онлайн-образованию? Останется ли когда-то этот формат единственным?
О смерти офлайна заявили лет восемь назад — как раз на волне многочисленных онлайн-курсов. И вот, что интересно: те онлайн-проекты, которые думают не только о количестве студентов, но и о качестве своего образования, напротив, стали открывать свои офлайн-кампусы. Это лучшее доказательство того, что онлайн решает только часть задач. В своем университете мы почти не используем онлайн — это осознанный выбор: кино по интернету не снимешь и фэшн-коллекцию не отошьешь. Но вот удаленно посмотреть лекцию можно, и это часто бывает удобно. Иными словами, онлайн — это не панацея, а инструмент, который можно и нужно использовать наравне с другими возможностями. Не удивлюсь, например, если скоро можно будет обучать студентов с помощью VR.
Продолжая эту тему, какие современные практики, которые не использовали раньше, появились в образовании сейчас?
Изменения происходят скорее в вопросах методики. В систему образования сейчас входит новый вокабуляр, появляются такие понятия, как «дизайн студенческого опыта», «дизайн образовательных программ»… Не всегда, впрочем, понятно, что это такое и как работает. Мне кажется, главное сейчас — понимание того, насколько быстро все меняется, и умение подстроиться под эти изменения. Мы в этом смысле находимся в преимущественной позиции, потому что всегда идем от запросов индустрии и в среднем переписываем свои образовательные программы на 20% каждый год.
Учитывая, как быстро сегодня меняется мир, можно ли сейчас дать такие знания, которые будут актуальными и завтра?
Так не бывает. Наша задача — дать безусловный базис, и здесь главное, чтобы учебное заведение не было оторвано от индустрии, на которую он работает. Обычно ведь вуз находится здесь, а индустрия — там, и выпускнику еще нужно преодолеть дистанцию между ними. Мы сами хаб креативных индустрий, и с самого начала обучения формируем отношение к студенту как к молодому профессионалу. Он ходит на профильные мероприятия, знакомится и общается с людьми, которые двигают индустрию, учится на реальных брифах — он уже существует в этой среде. Вместе с этим все наши преподаватели — действующие специалисты в своей отрасли, поэтому все, что они рассказывают, это актуальная информация, которая регулярно обновляется.
Мне кажется, обеспечить эту связку между образовательной программой и индустрией — это самое главное.
Это помогает выпускнику максимально быстро реализоваться в своей профессиональной области.
Самые интересные проекты сейчас, кажется, рождаются в коллаборациях. Учитывая этот общий курс на междисциплинарность, как быть с разделением на профессии? Останется ли оно или появится какая-то общая профессия креативного человека?
Действительно, все самое интересное сейчас происходит на стыке дисциплин, но это не значит, что отдельные специальности перестанут существовать. Вот был, допустим, оператор. Оператором он и останется, другой вопрос — с какими платформами он будет работать и какие требования будут к его контенту. Но вообще, вы абсолютно правы: междисциплинарные коллаборации это очень интересно. Мой любимый пример — саунд-дизайн городов. Ведь как звучит Москва? Даже карточку банкомат выдает со скрипом. А вот Токио звучит хорошо. Эта смежная сфера способна обогатить как урбанистику, так и саунд-дизайн, и таких примеров очень много.
А еще часто новой точкой применения компетенции в смежной индустрии становится новая технология. Например, чтобы создать образовательную площадку в VR, нужно привлечь программистов, дизайнеров и так далее.
Вот вы говорите о технологиях как о катализаторе креативных индустрий, но стоит ли их бояться? Смогут ли они, по-вашему, когда-то заменить живых творцов, учитывая, что цифровые художники уже пишут картины, а музыканты — создают свою музыку.
Известный пример — робот, который написал картину-копию полотна Рембрандта. В этом смысле, вполне возможно, что роботы когда-нибудь заменят, например, реставраторов. Я искренне считаю, что все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано. Но если говорить о творчестве, не думаю, что нам стоит чего-то опасаться.
Никто в современном искусстве сейчас не говорит о том, что художник должен хорошо рисовать.
Мы все давно занимаемся смыслами, и роботы едва ли смогут тягаться с нами в этом. Наоборот, когда машины заменят водителей и кассиров, еще больше людей начнут заниматься интеллектуальным трудом, искусством.
Какими основными качествами должен обладать дизайнер, чтобы его работы заметили на конкурсе Lexus Design Award?
Я думаю, хороший дизайн должен работать. Он должен делать мир лучше, а жизнь человека — удобнее, он должен решать какую-то задачу. У нас недавно был разговор с инженерами Бауманского университета: они сетовали на то, что у них роботы некрасивые. Но дизайн — это история не про красивое или некрасивое, а про пользу.
А еще мне хочется видеть за конкурсным проектом личность, персональную историю, когда человек столкнулся с проблемой и нашел ей решение с помощью дизайна. Дизайнеры — особенные люди, невероятные перфекционисты и улучшатели. Но люди такого склада часто чувствуют себя одинокими, им кажется, будто они единственные выступают «спасателями» мира. В этом, мне кажется, заключен важный смысл таких конкурсов, как Lexus Design Award. Важно показать, что нас много, и все вместе мы готовы работать над тем, чтобы сделать жизнь человека и мир в целом лучше.
Фото: пресс-служба Universal University.