Федор Савинцев: «Я затронул важную тему – тему уходящей истории, которую смог ухватить за “хвост”»
22 июля в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка фотографа Федора Савинцева «Кратовские дачи». Это большое исследование об архитектуре, памяти и сохранении наследия. Мы побеседовали с Федором Савинцевым о важности исторической правды, различии дачных домиков и планах.
В своем инстаграме в январе 2020 года вы запустили «сериал» о жизни советских дач в Кратово. Вы также участвуете в реставрации декоративно-прикладных элементов московских зданий. С какого момента вы поняли, что эти предметы мебели и быта Кратовских дач – вопрос охраны наследия?
Я с началом проекта ощутил уход культуры. Не очень приятное осознание: что былого не вернуть и никаких перспектив на восполнение утраты нет. Мне кажется, что это просто момент жизни, определенный этап, когда ты можешь себя немного посвятить чему-то настоящему, не виртуальному. Поэтому я и занимаюсь этой темой.
У вас был похожий проект – «6 соток», посвященный советским дачам эпохи застоя в Архангельской области. В чем сила очарования дачи?
Эта тема весьма уникальна, и я рад, что смог настолько ее продвинуть, чтобы новые поколения дачников продолжали традиции. Проекты «6 соток» и «Кратовские дачи» имеют отличия. Во-первых, разная архитектура. Если северные домики миниатюрны, имеют яркую окраску и строились простыми работниками из разных сфер, то Кратовские дачи – это пример переходного эстетизма, прослеживаются архитектурные заимствования от дореволюционных дач.
Об одном из домов вы написали «Мне интересна история, а ее как раз и нет». Почему история так важна для вас?
История важна, ведь это правда, которую я могу передать своим детям. Она изложена в книге «Кратовские дачи», которая выйдет в конце августа. И лишь по этим отрывкам правдивой истории можно сложить цельную картину. Мне очень интересно собирать небольшие рассказы семей об их домах: в них много неточностей, но они настоящие.
Это связано с детскими воспоминаниями?
Воспоминания это тоже важная деталь сознания. У меня мечта – научится рисовать и зарисовать все то, что я помню.
Какую цель вы ставили перед собой, когда поняли, что снимки Кратовских дач могут вырасти во что-то большее?
Изначально цель была лишь эстетическая: мне понравилось, что есть разные непохожие домики. А уж затем я понял, что затронул важную тему – тему уходящей истории, которую смог ухватить за «хвост», повествуя о жизни разных семей и домов.
Каким был результат, что вас удивило?
Меня удивило и обрадовало внимание зрителей. Я понял, что для огромного количества людей эта тема вообще была сокрыта, мало кто знал о таком месте, о дачной культуре в принципе, что дома могут быть лишь для летнего проживания. Я не думал, что смогу создать целый тренд на возрождение дачной культуры!
Ролан Барт в своем эссе Camera lucida обращается к фотографии собственной матери – этот снимок важен для него, потому что за ним стоит история, он формирует память о предмете. Но для постороннего это просто фотография пятилетней девочки. Как вы думаете, может ли ваш проект – а он представляет и документальную фотографию, и архитектурную – по-новому взглянуть на привычные вещи?
Все неспроста. У меня несколько месяцев назад умер отец, он последние 20 лет прожил на даче – также с рождения жил в Кратово и детство свое он провел там. Только сейчас я понял, что проект отчасти посвящен и ему, и многим другим моим родственникам, для которых дача в Кратово была частью их жизни, очень важной. Серия про Кратово, безусловно, для меня пронизана своими эмоциями. Но самое интересное, что и для зрителя она работает по тому же принципу: детство у многих было похожим и через предметы ты обращаешься в память, вспоминая своих родственников.
Не это ли является задачей фотографии?
У фотографии много задач, но основная – задуматься над мимолетностью.
Все ваши проекты как фотографа удивляют простотой задумки и широтой размаха. Это правда, что Кратовские дачи полностью сняты на iPhone?
Да, хорошо подмечено. Темы, которые я затрагиваю, с первого взгляда просты, но как только ты погружаешься в них, то осознаешь безмерность и многомерность. С виду просто фотографии домиков, а за ними: судьбы, целая страна, культурное развитие, ностальгия, горечь утрат, радость воспоминаний. Это как раскрывающийся аромат. Что касается техники, то да, все снято на небольшой плоский гаджет – симбиоз технологий, который расширяет границы. Любой человек может сделать проект, у него в руках есть все, что необходимо: фотокамера, качества которой достаточно для выставки в музее, видеокамера, диктофон, блокнот, связь с миром – вопрос лишь в том, какая у тебя идея. Ну и плюс ко всему, телефон позволил избавиться от ненужного барьера – я в процессе работы был соседом, а не профессиональным фотографом.
Готовите ли вы что-то новое?
Да, проекты с архитектурой сильно меня отдалили от моих интересов, мне документальная фотография о человеке ближе. Но и проект про Камчатку требует внимания, там тоже особая философия видения.