Мексиканка Фрида Эскобедо и ее павильон для Serpentine Gallery
Каждый год Serpentine Gallery выбирает архитектора для временного павильона, который по традиции возводят в Кенсингтонских садах в Лондоне. Восемнадцатым участником проекта в этом году станет Фрида Эскобедо, первая женщина после Захи Хадид, которая проектировала свой павильон в 2000 году, и самый молодой приглашенный архитектор.
Фрида Эскобедо родилась в 1979 в Мехико. Она получила степень бакалавра в области архитектуры и урбанизма в Ибероамериканском университете, а потом поехала в США – учиться искусству и дизайну в Гарвардской высшей школе дизайна (GSD). Вернувшись на родину, Эскобедо сама стала преподавать в своей альма-матер (до 2010 года) и периодически появляться в экзаменационных комиссиях Гарвардской школы дизайна и Бостонском архитектурном колледже. Но преподавание это, разумеется, далеко не все. В 2003 году вместе с Алехандро Аларконом она основала студию «Perro Rojo», одним из самых известных проектов которого стал «Черный дом» – лаконичное пространство для жизни интроверта в окружении природы. Установленная на четырех бетонных сваях конструкция из черного кирпича высоко поднимается над землей, одна стена полностью отдана под панорамное окно – это создает ощущение, будто смотришь на окружающий мир изнутри черного куба.
Фрагменты интерьера отеля Boca Chica в Акапулько
С 2006 года Эскобедо начала работать самостоятельно, балансируя между самыми разными проектами, от минималистичных жилых пространств до музеев и выставочных павильонов. За что бы она ни бралась, это всегда натуральные материалы, интересные текстуры и взрыв цвета, а ремесленные традиции всегда главенствуют над методами серийного производства. Наглядный пример – отель Boca Chica в Акапулько, который Эскобедо проектировала на пару с Хосе Рохасом. Белые номера обставлены предметами (в частности, винтажной мебелью) и декорированы тканями ярких цветов в тонах ландшафта, в первую очередь, зеленого. Узорные решетки, каменная мозаика и дерево – все это работает на создание современного отеля, спроектированного с большим вниманием к его богатой истории (гостьей отеля в свое время была, в том числе, актриса Рита Хейворт, звезда «Леди из Шанхая»).
В 2010 году Фрида Эскобедо получила еще один крупный заказ – ее пригласили заняться реставрацией художественной галереи La Tallera в Куэрнаваке. Основанный в 1965 году художником Дэвидом Альфаро Сикейросом музей имеет для мексиканского культурного наследия огромную ценность, и участием в проекте архитектор прочно закрепилась в умах экспертов как специалист, способный плодотворно работать с искусством. Кроме того, в этом проекте определились главные черты творчества Эскобедо – единство старых методов и современных технологий. Еще одной находкой стало создание на месте двора общественного пространства, которое подчеркивает идею «белого куба» – эта работа была высоко оценена экспертами Лондонского музея дизайна, которые назвали ее «новаторской».
В 2015 году в рамках Лондонского фестиваля дизайна Эскобедо воссоздала в саду Музея Виктории и Альберта инсталляцию на тему мексиканского озерного города Теночтитлана – проект приурочили к перекрестному году Мексики и Великобритании. Художница взяла за основу геометрию архитектуры древнего поселения и превратила ее в композицию зеркальных постаментов, которые можно расставлять в соответствии с задачами текущего мероприятия. Микроверсия выстроенного на озере города символично расположилась прямо на воде в саду Джона Мадейски на территории V & A, превратившись в удобную лаундж-зону с искусствоведческой подоплекой.
Проект, предложенный Эскобедо для Serpentine Gallery, соединяет традиционные черты мексиканской архитектуры с архитектурными элементами, напоминающими о Гринвичском меридиане, служащим началом отсчета долготы в системе координат и являющимся средним меридианом нулевого часового пояса. По словам Эскобедо, она вдохновлялась также темными цветами и текстурированными поверхностями лондонской архитектуры. Вся конструкция павильона должна способствовать осознанию посетителями течения времени. «Мой проект для Serpentine Gallery – это выражение течения времени в архитектуре, реализованное за счет использования повседневных материалов и простых форм, – говорит Фрида Эскобедо. – За счет перфорации в стенах здания и рожденных ею света и тени и мы превратили здание в часы, по которым можно смотреть ход времени».
Павильон для Serpentine Gallery
В основе павильона – два прямоугольных блока, установленные под углом друг к другу и отсылающие к главному меридиану, линии долготы в Королевской обсерватории Лондона в Гринвиче. «С этим смелым проектом Фрида рисует историю в настоящем и полностью переосмысливает смысл общественного пространства», – говорит директор Serpentine Galleries Ханс-Ульрих Обрист.
Павильон будет открыт для публики с 15 июня по 7 октября 2018 года, в нем появится кафе, а также пространство для кинопоказов, лекций и танцев. В этом году Serpentine Gallery, кроме того, построит еще один павильон – в Китае.