«Круто, хочу так же!» - Алиса Минкина о материалах, инновациях и лучшей школе для будущего предметного дизайнера
Изогнутый бамбуковый журнальный столик, кресло и подвесной светильник авторства Алисы Минкиной - самая горячая тема июня. В России появляется предметный дизайн и делают его, в основном, хрупкие девушки, окончившие Британскую школу дизайна.
Алиса Минкина - промышленный дизайнер, выпускница и преподаватель Британской высшей школы дизайна. На iSaloni Satellite 2016 в Милане Алиса представила свою коллекцию Sagano Bamboo furniture. Коллекция настаивает на экологичности и демонстрирует новый спектр возможностей использования тонкого бамбукового шпона. Гибкий шпон закручивается по спирали и превращается в твердые предметы с уникальным паттерном - технология авторская.
Когда у тебя родился интерес к предметному дизайну? С чего все началось?
Я поступила в Британку: там есть курс Foundation, он дает возможность попробовать все. У нас был просто великолепный преподаватель - Том, он из Англии. Он был куратором по направлению 3D. Настолько экспрессивный, настолько он умел заинтересовать предметами, объемом, работой с материалом, показывал свои произведения. Из тех, на кого ты смотришь и думаешь: «Круто! Хочу так же!»
В Британке много иностранных преподавателей или они просто приезжают и ведут какие-то курсы?
Если выбираешь направление бакалавра, то там преподают только иностранцы. Русских нет.
Есть такое мнение, что по-настоящему хорошее профильное образование дает только МАРХИ, а остальные школы – хипстерские, модные, не фундаментальные. Можешь защитить альма-матер?
Тут ты не права, потому что МАРХИ – это архитектура, и там больше теории, а не практики. В этих «модных» ВУЗах дают практику. В Британке не дают никаких теоретических знаний о построении стульев, машин, телевизоров - ты все находишь сам, если тебе это нужно. Если меня попросят сделать автомобиль или лодку, я соглашусь и скажу, что мне нужен месяц на ресерч, дальше я пойму, что это такое, в какой области я работаю, как с этим дальше взаимодействовать - и мы продолжим работать, пока не сделаем этот объект.
А вкусы разные у всех? Нет такого, что оттуда выходят тиражированные выпускники?
Нет, у всех свои предпочтения. Мне кажется, что даже из ВУЗа не может выйти тиражированный выпускник.
Запросто! Школа «Детали», например, выпускает очень определенный формат.
Интерьеры - это другое направление, там это возможно. Но когда мы говорим о создании своего продукта, каждый думает в своей области и каждый воплощает свои мысли по-своему. У всех есть возможность раскрыться, никто тебе не говорит делать это каким-то определенным образом. Сейчас на это пытается ориентироваться Строгановка, у них отличный куратор, Чебурашкин - видно, что он взял все в свои руки, развивает эту индустрию. Наконец-то студенты начали все делать своими руками, и это выглядит здорово.
Я знаю, что ты ездила на иностранную стажировку. Как это повлияло на твое мироощущение как дизайнера?
Британка взаимодействует с разными компаниями, которые дают возможность что-то выиграть. Как конкурс для дизайнеров, но внутри института. Мы с Алексеем Жуковым сделали дизайн машины, выиграли этот конкурс и поехали на стажировку в SEAT. Я вообще раньше планировала работать с машинами, мне очень нравился автомобильный дизайн. Но после поездки я поняла, что это не мое - темп работы не тот. Производство автомобилей не такое, каким многие его видят: «Бум! Родилась идея, ее сделали, красивые линии, скорость» - вот это все. На самом деле, в эту чудесную картинку вмешиваются технологи, инженеры, и в конце концов, получается совсем не то, что ты нарисовал.
Дизайнер должен разбираться в процессах производства или нет?
Он должен знать технологию. Должен лично попробовать, посмотреть, как это делается, чтобы понимать, как себя ведет материал. В будущем можно использовать этот опыт, ведь из работы с материалом часто получается инновация. Идея моей мебели так и появилась: никто другой так не работает со шпоном. Я изучила технологию, сделала безумную кучу экспериментов, и вот результат.
Ты сама умеешь со шпоном обращаться?!
Да. Все мои первые прототипы, даже те, которые были представлены на выставке в Милане, были сделаны моими руками. В этом плюс обучения в Британке, мы делаем все сами.
А минусы какие? Российские предметные дизайнеры на мировом рынке не очень известны. Проблема в образовании или в чем?
Мне кажется, проблема в дизайнерах. Потому что нам сложно понять, как себя позиционировать. Вот, если мы слышим незнакомое имя и узнаем, что это промышленный дизайнер из Италии - мы подсознательно думаем, что он классный и крутые вещи придумывает.
Это мы, но мировой рынок немного по-другому заточен, мне кажется, они открыто воспринимают любую культуру.
После выставки в Милане, могу сказать, что людей очень интересует Россия и некоторые даже удивляются: «В России есть дизайн?!» Там было около двухсот молодых компаний: испанцы, японцы, китайцы, немцы, а из России не было никого.
Люди подходили к нашему стенду и говорили: «Ничего себе, вы из России? Вы знаете, что вы тут единственные?»
У тебя совсем не русский дизайн. Есть сейчас понятие идентичности русского предметного дизайна?
Наверное, нет. Дизайн в России сейчас только развивается, и никто не гонится за исконно русскими традициями. Может быть, это неправильно, и мы потом выработаем свой стиль?
Я всегда у дизайнеров спрашиваю, могут ли они считывать какие-то культурные коды. Ты смотришь на вещь и понимаешь: это произвел итальянец, а вот это - русский. Есть такая история?
Русский дизайн можно вычислить по качеству. Это единственное, что нас выдает, и это вина производителей. Хороших производителей или найти очень сложно, или они все хотят безумных денег за производство.
Как ты видишь развитие своего бренда?
Я сейчас налаживаю производство, это будет мой собственный бренд. Эту линейку можно развивать практически до бесконечности. На то и был расчет: разработать технологию, которая позволит делать все, что угодно.
Предметный дизайн такого рода может устареть? Твои вещи уйдут в вечность или они имеют сезонность?
Я надеюсь, что они уйдут в вечность, но пока рано об этом говорить. Это зависит от производства, от того, как они проявят себя на рынке, как их будут воспринимать люди. Это и определяет жизнеспособность продукта.
Ты вошла в индустрию недавно, с чем-то впервые сталкиваешься - что тебя удивляет больше всего?
Мне, как человеку, который совсем не знает бизнес, очень сложно понять, что делать, с кем взаимодействовать, а с кем не взаимодействовать. Но самое главное сейчас в том, что в России дизайн развивается и появляются возможности что-то свое производить.
У тебя есть любимый российский бренд?
Я очень хорошо отношусь к Fine Objects. Они занимаются мебелью, а сейчас еще активно продвигают свои выставки. Они не хотят огромного заработка и кучу клиентов - просто знакомят людей с индустрией. И это очень здорово! Обычно у подобных организаций есть своя входная ставка и ежемесячный взнос, который не каждый может потянуть. Когда я была еще студенткой, я с этим сталкивалась.
А у тебя пиаром кто-то занимается или это по цепочке сработало?
Сработало, но за этим все равно стоит море труда. Но после того, как обо мне написал Designboom - пошел действительно большой отклик от разных СМИ.
Москва хорошее место, чтобы начинать карьеру дизайнера?
Москва - отличное место.
Но вот местные СМИ тебя замечают только после того, как о тебе напишет Designboom. Не было желания уехать куда-нибудь, потому что там проще?
Нет, потому что здесь уже есть определенные связи. Москва дает много возможностей, связей и людей которые тоже работают в этой индустрии. Когда ты уезжаешь, контакты теряются, их нужно заново находить, это не так просто.
А конкуренты у тебя есть?
Мне кажется, пока их нет и не должно быть в принципе. Мы все в одной упряжке.
Русские дизайнеры сейчас стараются дать о себе знать - рассказать всему миру, что в России тоже есть дизайн.
Кто для тебя успешный дизайнер? К кому ты стремишься?
Мне очень нравится позиция Димы Логинова, как развивается его путь, связи с зарубежными компаниями, для которых он делает дизайн. Работа с компаниями - отличный способ для дизайнера рассказать о себе миру. Конечно, в том случае, если они воспринимают твой пиар и твою известность, как помощь своему бренду.
Дима очень много работает с трендами, и его берут в зарубежные компании, потому что он ориентирован на коммерческие вещи. У тебя это как происходит? Много ли ты изучаешь рынок, когда создаешь что-то свое?
А это неизбежно. Чаще всего ты работаешь с новым для себя продуктом, и рынок нужно изучать: чем люди интересуются, что покупают, что для них было бы интересно. Даже та технология, которую мы нашли, все равно подстраивается под нужды людей. Естественно, можно было бы сделать что-то сногсшибательное, но есть большая вероятность, что никто никогда это не купит. Тут все в руках дизайнера. Для этого он и нужен, чтобы найти тренды и потребности - и соединить их в уникальном дизайне, который не будет похож на все остальное.